Промысловые суда прежде всего составляют флот рыбной промышленности, хотя в последнее время появляются суда для других видов морского промысла (добыча различных видов морских ресурсов, главным образом – нефтепромысел). Рыбопромысловые суда можно представить
четырьмя основными группами /17/: добывающие (сейнеры, траулеры, зверобойные, суда для добычи нерыбных морепродуктов и др.); обрабатывающие (рыбозаводы, производственные рефрижераторы и др.); приёмно-транспортные рефрижераторы; вспомогательные (рыбоохранные, научно-исследовательские, снабженцы, буксиры и пр.).
Основу добывающих судов составляют сейнеры (для ловли рыбы кошельковым неводом, выбираемым с борта – рис. 6.13) и траулеры (для ловли тралом, выбираемым с кормы - рис. 6.14). На рис. 6.15, 6.16 представлены типичные конструкции сейнера и траулера. Большинство сейнеров относится к малым (длиной до 35 м), реже – к средним рыболовным судам (длиной до 65 м). Траулеры могут быть различных размеров: от
малых (для прибрежного лова) до больших морозильных (БМРТ) и супертраулеров длиной более 100 м (для океанского промысла). Для выборки трала корма траулера имеет специфичную форму с наклонным слипом или округлым полуслипом (рис. 6.17). Для повышения мореходности на волнении сейнеры и траулеры часто имеют высокий бак или седловатость палубы (рис. 6.18).
Рис. 6.13. Малый рыболовный сейнер
Рис. 6.14. Малый рыболовный траулер
Наиболее крупными судами обработки для океанского экспедиционного промысла являются плавучие промысловые базы или рыбозаводы – суда, сочетающие функции рефрижератора, танкера (для снабжения топливом всех судов экспедиции), пассажирского судна, завода по выпуску мороженой продукции, консервов и пр. Особенностями их конструкции является большое количество переборок и палуб, системы пиллерсов, длинные надстройки или рубки, опирающиеся на продольные переборки и участвующие в общем продольном изгибе корпуса (рис. 6.19, 6.20).
Приёмно-транспортные суда принимают и перевозят рыбную продукцию, а также снабжают суда в районе промысла топливом, водой, провизией и промысловым снаряжением. Эти суда конструктивно аналогичны транспортным рефрижераторным судам. Они имеют несколько палуб, небольшие грузовые люки, отдельные трюмы или цистерны для различных видов грузов.
Рис.6.15. Мидель-шпангоут сейнера
Рис.6.16. Мидель-шпангоут траулера
Рис.6.17. Слип и полуслип траулеров /17/
Промысловые суда предназначены для ловли различных рыб, китов, морских зверей и нерыбных объектов. Такие суда имеют большую автономость. Промысловые суда бывают добывающими, обрабатывающие и выполняющие обе функции сразу. Некоторые промысловые суда имеют охлаждаемые помещения для хранения пойманной рыбы. Обладают всем оборудованием для обработки рыбы. Водоизмещение некоторых промысловых судов превышает несколько десятков тысяч тонн.
Сейнер – промысловое судно, занимающееся ловлей рыб кошельковым закидным неводом. Однопалубное судно с надстройкой на носу и пространством на корме для хранения и обработки рыбы. Ha корме также есть поворотная площадка для управления неводом. Известен сейнерДмитрий Весельчаков.
Траулер – предназначен для лова рыбы траломи обработки продукта: очистки, мойки, заморозки. Траулер имеет множество видов: большой рыболовный, большой морозильный рыболовный, средний рыболовный, малый рыболовный и т.д. На траулерах XX века трал опускали с борта, у современных моделей трал опускается с кормы. На современных траулерах имеется рыбопоисковая аппаратура.
Литовский БМРТ Нида
Китобойное судно – большой специализированный корабль, предназначенный для ловли китов. Длина судна достигает 60 метров. Такие суда должны быть очень быстрыми. Для этого на них устанавливалась специальная система парусов, а позже усиленная двигательная установка. Выслеживая кита, с корабля спускаются шлюпки, и матросы с помощьюгарпуновубивают китов. На современных китобойных судах гарпун установлен на носу. В настоящее время не используются из-за запрета китобойного промысла.
Дрифтер – судно, ловящее рыбу дрифтерными сетями. Сеть закидывается с кормы и свободно плавает за судном. Судно имеет низкий надводный борт и снабжено аппаратурой для выбирания сети и обработки рыбы.
Вспомогательные суда
Суда, выполняющие второстепенные задачи – вспомогательные суда не перевозят пассажиров и грузы, не участвуют в битвах, но выполняют некоторые важные задачи: тушение пожаров, спасение потерпевшихбедствие. Другие предназначены для развлечения, например, для гонок. Есть также суда, которые выполняют научную исследовательскую работу.
Ледокол – судно, выполняющее ледокольные операции: проводка судов через льды, спасательные операции и, наконец, покорение арктических и антарктических льдов. Ледокол разбивает лёд своей тяжестью. В основном в качестве двигатель на ледоколах применяется паровая машина. Первым ледоколом стал российский «Пайлот». В1959 годупоявился ледокол «Ленин», который стал первым судном с атомной энергетической установкой. Вторым ледоколом-атомоходом была «Арктика». Также созданы российские «Сибирь», «Россия».
Буксир тащит баржу
Буксир – судно, предназначенное для транспортировки несамоходных судов. Буксирное судно берёт баржу или сломавшееся судно на буксирный канати доставляет в порт. Существуют буксиры-толкачи, осуществляющие буксировку методом толкания.
Пожарное судно – судно, предназначенное для тушения пожаров на больших судах, например, танкерах, или на берегу. На пожарном судне установлены насосы, подающие воду вшлангии рукавные линии. Судно может близко подходить к огню, поскольку по его периметру проложенытрубопроводы. Пожарные суда могут также тушить разгоревшуюся на поверхности водынефть.
Спасательное судно – предназначено для спасательных операций в море. Подбирает потерпевших крушение, на судне им оказывается медицинская помощь. Спасательное судно помогает кораблям, попавшим в аварию. Иногда берёт их на буксир и доставляет в порт.
Землесос – подводное и надводное судно, предназначенное для углубления подводной почвыв некоторых местах, также для взятия земли наэкспертизу.
Батискаф – подводный обитаемый аппарат, предназначенный для океанографических и других подводных исследований на большой глубине. Первый батискаф появился в 1948 году, построен учёнымОгюстом Пикаром. Благодаря прочности стен, батискаф выдерживает огромное давление на глубине более 10 000 м.
Спортивные суда – суда, участвующие в гонках и бьющие рекорды. Такие суда чаще всего – маленькие катера, развивающие большую скорость. Существует такое понятие как регата, в которой участвуют парусные суда.
Водолазное судно – судно, оснащённое водолазным комплексом и предназначенное для подводных работ.
Развлекательные суда – предназначены для развлечения людей. В список развлекательных судов входят водный мотоцикл,прогулочный катер,яхтаводный велосипед и разные типы лодок.
Плавучий маяк – мореходное, но не всегда самоходное, судно, предназначенное своим присутствием, а также подаваемыми им световыми и звуковыми сигналами отмечать определённую точку прибрежной зоны мирового океана с целью облегчения ориентировки судов в затруднённых условиях плавания. Устанавливается на мёртвых якорях, что исключает возможность его маневрирования с целью оптимальной встречи набегающей волны; это значительно снижает его безопасность в штормовой обстановке. Маяки бывают окрашены в красный цвет и имеют надпись на бортах: «Плавучий маяк».
промысловое судно - Судно, используемое для лова и обработки или только обработки рыбы и других живых ресурсов моря и имеющее на борту специальный персонал в количестве более 12 человек (под указанными судами понимаются рыбообрабатывающие суда, тунцеловные базы,… … Справочник технического переводчика
Для добычи и обработки рыбы, а также морского зверя и других нерыбных объектов. Различают промысловые судна добывающие (траулеры, сейнеры и т. д.) и обрабатывающие (рыбоконсервные плавучие базы и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь
Промысловое судно - 1. Промысловое судно Судно, используемое для лова и обработки или только обработки рыбы и других живых ресурсов моря и имеющее на борту специальный персонал в количестве более 12 человек (под указанными судами понимаются рыбообрабатывающие суда,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации - 1.6. Иностранное промысловое судно судно, осуществляющее плавание под флагом другого государства и ведущее промысел водных биоресурсов и (или) морские ресурсные исследования...
Вступление. Что такое судно?
Сумдно -- по определению военно-морского словаря, плавсредство, используемое в качестве транспортного средства. Таким образом, плавучие причалы, понтоны и т. п. к судам не относятся.
В общем случае под термином судно подразумевается любое транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов через одно из традиционно не приспособленных для человека пространств -- то есть любое, кроме наземного.
Непосредственно в движение судно приводится движителем, в качестве которого используется буксирный конец, весло, гребное колесо, парус, винт (погружённый в воду или воздушный) или реактивная струя (не воды). Движитель, для самодвижущихся судов, приводится в действие двигателем, преобразующим потенциальную энергию рабочего вещества (калорийная пища, уголь, продукты переработки нефти, сжатый воздух, ядерное топливо) и химическая энергия аккумуляторов, в механическую энергию движения, в роли которого используется источник мускульной силы, двигатель внутреннего сгорания (Дизеля или Отто), электромотор, паровая машина, турбина или реактивный двигатель.
Согласно МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов в море), правило 3а: слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда (например, на воздушной подушке, экранолёты и т. п.) и гидросамолёты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.
С точки зрения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, судно -- это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река -- море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Термин корабль близок по значению к понятию судна, но не равнозначен ему. Судно -- более широкое понятие. Так, гребную лодку, водный велосипед или доску для сёрфинга нельзя назвать кораблём, однако они являются судами. Кораблями обычно называются только достаточно большие суда военного назначения или парусные суда с определённым видом оснастки. Кораблями принято считать все суда, несущие на себе военно-морской флаг, независимо от их размера. Корабли, как правило, имеют государственный флаг, порт приписки и классификационное общество.
Промысловые суда
Промысловые суда предназначены для ловли различных рыб, китов, морских зверей и нерыбных объектов. Такие суда имеют большую автономость. Промысловые суда бывают добывающими, обрабатывающие и выполняющие обе функции сразу. Некоторые промысловые суда имеют охлаждаемые помещения для хранения пойманной рыбы. Обладают всем оборудованием для обработки рыбы. Водоизмещение некоторых промысловых судов превышает несколько десятков тысяч тонн.
Развитие промысловых судов сильно ускорилось после второй мировой войны. Для обеспечения человечества пищей и покрытия потребности в белке все интенсивнее начинали использовать резервы морей. При этом важно, чтобы лов рыбы и переработка улова осуществлялись экономично и рационально.
Если грузовые и пассажирские суда являются чисто транспортными, то промысловые суда - одновременно производственные и транспортные; у некоторых промысловых судов новых типов производственные средства стоят даже на первом месте. Методы рыболовства, принятые для этого оборудования, район эксплуатации, способы переработки и хранения улова определяют форму и, соответственно, тип промыслового судна.
Траулеры -- это суда длиной 30--70 м для лова тралами. Они используются в морском рыболовстве в более или менее отдаленных районах. Пойманная рыба очищается, моется, сушится и сортируется по величине, затем складывается в слои льда в рыбном трюме, разделенном садками, либо консервируется солью (рис. а, d). На больших траулерах вымытая рыба содержится в свежем состоянии благодаря замораживанию и хранению в рефрижераторных трюмах; если траулер оборудован рыбомучной установкой, внутренности и прилов перерабатываются в рыбную муку, в противном случае они выбрасываются за борт. Малые траулеры имеют двигатель (дизель) мощностью примерно 221 кВт, большие траулеры для удаленных районов могут иметь двигатель до 1571 кВт. Скорость свободного хода 11--16 уз, а хода с сетями 3--5 уз. У этого типа рыболовных судов различают траулеры бортового и кормового траления; траулеры кормового траления в большом количестве строятся примерно с 1960 г.
У траулеров бортового траления сети выметываются, буксируются, а также выбираются вдоль правого борта с помощью вайеров. Машинное отделение расположено в корме; над ним размещены палубные надстройки (у малых траулеров - рубка). Рыбные трюмы находятся в средней и носовой части траулера. С носа рабочая палуба защищена, баком. У траулера кормового траления сети выметываются, буксируются и выбираются через кормовой слип, который начинается ниже уровня воды и доходит до рабочей палубы. Рабочая палуба расположена позади мостика в средней части судна. На больших траулерах кормового траления улов очищается, моется и сортируется не на открытой палубе, а на палубе, расположенной под ней. Оттуда обработанная рыба в корзинах транспортерами подается к рыбным трюмам, расположенным в носу, и укладывается в лед, либо замораживается и укладывается в трюмы глубокого охлаждения (на морозильных траулерах).
Куттер - судно для ловли рыбы тралом в прибрежных и мелководных районах моря (рис. b). В этом случае речь идет о гладкопалубных судах с большой седловатостью, с расположенными в корме рубкой и машинной установкой. Куттеры имеют длину примерно от 10 до 30 м. Мощность дизельной энергетической установки 22--221 кВт, а вместимость изолированного рыбного трюма для хранения положенной в лед рыбы от 5 до 150 м3. Корпус судна и рубка изготовлялись раньше из дерева: в настоящее время для этого применяют преимущественно сталь, а также армированные стекловолокном сложные эфиры или легкие сплавы. Раньше для куттеров было характерным парусное вооружение. В наши дни паруса, если они еще применяются, служат только для повышения остойчивости судна, так как давление ветра на поверхность паруса может эффективно демпфировать качку.
Логгеры - суда длиной 30--40 м для дрифтерного лова в большом каботажном плавании (рис. с). Они используются для ловли сельди и семги. Надстройки расположены в корме, только изредка встраивается короткий бак. Корпус судна и надстройки сделаны из стали. Мощность главного двигателя и скорость хода относительно малы (около 110 кВт и 8 уз). Логгеры имеют только один трюм (для бочек), так как добытая рыба очищается путем удаления жабр и внутренностей и, после того как стечет кровь, укладывается в бочки и засаливается (консервируется). Так как логгеры эксплуатируются для сезонного лова, с целью увеличения рентабельности был создан тип логгера, который может использовать как дрифтерные сети, так и тралы. Комбинированные логгеры кроме трюма для бочек имеют трюм для свежей рыбы или трюмы с холодильными установками. Для облегчения дрейфа при вытравленных сетях логгеры оборудовали раньше парусами значительной площади. Нынешние комбинированные логгеры имеют только фок и бизань.
а - траулер кормового траления, b - куттер, c - логгер, d - траулер бортового траления
Добывающе-перерабатывающие суда -- это суда для морского рыболовства. Они похожи на торговые и предназначены прежде всего для удаленных районов лова. Как и у траулеров кормового траления, лов происходит обычно через кормовые слипы; иногда применяется также бортовое траление. Добытая рыба перерабатывается в готовые продукты, такие как филе, рыбные консервы и консервы из печени, рыбий жир и рыбная мука.
Добывающе-перерабатывающие суда имеют длину 60--90 м, две сплошные палубы и длинную надстройку. Мощность энергетической установки составляет примерно 1470 кВт, скорость свободного хода 12--14 уз, а скорость траления примерно 4 уз. Машинное отделение и отделение вспомогательных механизмов находятся в средней части судна, а в носу - отделение холодильных машин. Два-три изолированных рефрижераторных трюма расположены в носовой части судна между настилом второго дна и нижней палубой. Рыба из сетей ссыпается в бункер в подпалубном помещении, сортируется и перерабатывается. Обработка рыбы, например отделение голов, извлечение внутренностей, мытье и приготовление филе производится с помощью машин. Вручную обрабатывается только очень крупная рыба или рыба, для которой на борту нет соответствующих машин. Рыбное филе и мелкая чистая рыба укладывается на морозильные поддоны и консервируется глубоким замораживанием (до --30°С) в морозильных камерах. После короткого поверхностного оттаивания замороженную рыбу вынимают из поддонов и, чтобы предотвратить высыхание, глазируют пресной водой. По транспортерам филе, предварительно упакованное в коробки, подается в трюмы с низкой температурой (около --20°С). Головы, внутренности и прочие отходы, а также прилов по шнековому транспортеру подаются к мукомольной установке и там перерабатываются в муку. Рыбья печень после очистки, промывки, сушки и размельчения в мясорубке либо упаковывается в консервные банки и консервируется, либо в варильных установках перерабатывается в рыбий жир. Обычно добывающе-перерабатывающие суда оборудуют также установками для изготовления рыбных консервов. Рыба, пойманная под конец лова, доставляется на сушу обычно в свежем виде во льду. >Все транспортировочные процессы, включая хранение и разгрузку, механизированы, поэтому выполнение их проще, чем хранение и разгрузка свежей рыбы в слоях льда. трал 5.0
Суда-фабрики (рис. а) - это похожие на грузовые суда длиной 120--160 м. Они принимают улов траулеров или логгеров и перерабатывают его в готовые к продаже продукты - филе, рыбные консервы, рыбью муку, рыбий и печеночный жир. Эти суда обычно используются в удаленных районах лова и как суда-базы осуществляют также снабжение и обслуживание промысловых судов. Располагая энергетической установкой мощностью от 1470 до 2940 кВт, суда развивают скорость 12--14 уз; время работы в районе лова составляет 2--3 мес. Большая потребность в электрической энергии и хозяйственном паре должна удовлетворяться мощными электро- и парогенераторами. Общая мощность дизель-генератора составляет примерно 1,5 тыс. кВт. Для установок по изготовлению рыбной муки, рыбьего и печеночного жира и консервов имеется вспомогательная парогенераторная установка производительностью примерно 12--18 т пара в час (давление пара до 2,75 МПа, температура до 280°С). Для сохранения улова свежим на борту судов-фабрик и промысловых судов ежедневно изготовляется примерно 20-- 30 т льда. Чтобы снабдить эти установки и промысловые суда топливом, имеются цистерны на 2--4 тыс. т дизельного топлива.
промысловое судно рыба
а - плавучий рыбозавод, b - рефрижераторное судно, c - вспомогательное судно
Кроме названных добывающе-перерабатывающих судов в больших рыболовных флотах используются также рефрижераторные и транспортные суда. Они доставляют улов в виде свежей рыбы или в состоянии предварительной консервации с промысловых флотов в разные порты для дальнейшей переработки.
Транспортные суда по форме корпуса, типу двигателя и расположению помещений соответствуют обычным грузовым или рефрижераторным судам. Если они одновременно используются как флагманские суда рыболовного флота, их оснащают также большими цистернами для топлива, кладовыми для провианта, сетей и их частей мастерскими и установками для производства льда (рис. b). Дополнительно суда могут быть оборудованы жилыми, общественными и санитарно-гигиеническими помещениями для сменных команд промысловых судов, а также помещениями для медицинского обслуживания промысловиков.
Большим рыболовным флотам в отдаленных районах лова придаются также обслуживающие суда (рис. c). Это многоцелевые суда длиной примерно 60 м, оборудованные многочисленными устройствами и приспособлениями и обладающие хорошими мореходными качествами. Для ухода за больными из экипажей промысловых судов на них предусмотрены лазареты и операционные, а для снабжения обслуживаемых судов - кладовые (для провианта, промыслового оборудования, запчастей), а также ремонтные мастерские. Кроме того, обслуживающие суда могут быть оборудованы биологическими и метеорологическими лабораториями для исследований и наблюдений. Эти суда похожи на траулеры и оборудованы множеством промысловых приспособлений.
Для промысла китов применяются китобойные базы и китобойные суда. Бой китов, практически прекращенный в мировом масштабе с целью сохранения вида, производился главным образом в южных полярных морях. С китобойных судов (китобойцев) охотились на голубых и горбатых китов, финвалов и кашалотов. К одной китобойной базе приписывалось примерно 5--15 китобойных судов водоизмещением около 1 тыс. т с энергетической установкой мощностью 1470-- 2210 кВт, со скоростью 14-- 17 уз, хорошей мореходностью и большой дальностью плавания (до 4 тыс. мор. миль). Характерными для китобойцев являются высоко поднятый нос, на котором стоит гарпунная пушка, и соединительный мостик, идущий от орудийной установки до надстройки. Убитый с китобойца (гарпунированный) кит накачивается воздухом и буксируется к китобойной базе; иногда для этого используются китовые буксиры.
Китобойные базы имеют водоизмещение 20--45 тыс. т и экипаж 250--400 человек; их скорость 14--16 уз. У более старых судов в качестве двигателя использовались паровые поршневые машины; суда, построенные в последнее время, оборудованы преимущественно дизелями. Вспомогательные и многочисленные обслуживающие механизмы размещены в кормовой части судна. Чтобы втащить тушу кита массой до 150 т на верхнюю сплошную палубу (китовую палубу), в корме предусмотрен китовый слип с отверстием примерно 6X6 м, а на палубе - китовые лебедки с тяговым усилием до 0,5 МН и несколько маленьких лебедок с тяговым усилием 0,10-- 0,15 МН, которые служат также для снятия жирового слоя и для разделки китов. Для переработки разделанных китов в китовый жир, китовую муку, замороженное мясо, мясной экстракт и консервы на борту имеется много перерабатывающих установок и вспомогательных машин, а также парогенераторы. Полученные продукты хранятся в больших цистернах и грузовых или рефрижераторных трюмах.
а - китобойная база, b - китобоец
Дрифтер -- судно, ловящее рыбу дрифтерными сетями. Сеть закидывается с кормы и свободно плавает за судном. Судно имеет низкий надводный борт и снабжено аппаратурой для выбирания сети и обработки рыбы
Сейнер -- промысловое судно, занимающееся ловлей рыб кошельковым закидным неводом. Однопалубное судно с надстройкой на носу и пространством на корме для хранения и обработки рыбы. Ha корме также есть поворотная площадка для управления неводом. Известен сейнер Дмитрия Весельчакова.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТАПромысловые суда служат для добычи, переработки и
транспортировки рыбы, крабов, морского зверя и
морских растений.
По назначению промысловые суда делятся на:
добывающие,
добывающе-перерабатывающие,
перерабатывающие
обслуживающие или вспомогательные судаСуществуют две формы организации промысла -
автономная и экспедиционная.
При автономной организации судно вылавливает
рыбу и по заполнении трюмов транспортирует ее в порт
в обработанном виде, в виде сырца или
полуфабрикатов.
При экспедиционной организации рыболовные
суда уходят на промысел на длительное время и
заняты только добычей рыбы.К добывающим судам относятся рыболовные суда:
траулеры
сейнеры
тунцеловы
рыболовные боты
китобои
К добывающе-перерабатывающим судам относятся:
большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ)
траулеры-рыбоконсервные заводы
морозильные траулерыК перерабатывающим судам относятся:
сельдяные
краболовные
рыбоконсервные плавучие базы
рыбомучные
морозильные суда (рефрижераторные суда)
К обслуживающим или вспомогательным судам
относятся:
суда для научных рыбохозяйственных исследований
рыболовно-поисковые суда
учебные суда
рыбоохранные судаТраулеры являются наиболее
типом рыболовного судна.
распространенным
В зависимости от размеров различают большие,
средние и малые траулеры.
По способу траления различают траулеры бортового и
кормового траления.
Траулеры различают также по степени переработки
улова:
траулеры − ловцы
траулеры с частичной переработкой
траулеры-рыбозаводы Большие рыболовные траулеры имеют: D=3000 … 3500т,
крупнейшие − 10000 т,
средние траулеры D=250…900т
малые траулеры и рыболовные боты − до 300 т.
Скорость больших траулеров - 12…14узл.
средних - 9,5… 12узл., малых - 8…9 узл.Траулер и схема лова траломРыболовный траулер с боковым тралением
10.
Сейнерами называют суда для ловли рыбы кошельковым неводом.Различают большие, средние и малые рыболовные сейнеры.
Водоизмещение больших рыболовных сейнеров достигает 160-300 т,
средних - 100-150, малых - 45-80; скорость - 7-10 уз,
автономность плавания - 4-10 сут. Экипаж - 8-12 человек.
11.
Сейнер и кошельковый невод12.
Неводом окружают косяк рыбы. Затем стягивают его нижнююкромку, образуя подобие кошелька, и выбирают улов на борт
сейнера.
13.
Улов кошельковым неводом14.
Дрифтер (англ.«drift»
дрейф)
рыболовное
судно,
предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи
плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров,
свободно плавающих после их постановки.
Схема дрифтерного лова
15.
Ярусный ловЭтот способ лова применяется для добычи наиболее ценных
видов рыб, обитающих в открытых морях и океанах, при малых
скоплениях рыбы или в тех случаях, когда затруднено
использование других способов лова.
Ярусный порядок
а - схема ярусного порядка; б
- конструкция поводка и
крепление его к хребтине; в -
конструкция буйка и крепление
его к хребтине
16.
Пока рыболовецкоесудно следует в точку лова,
команда надевает наживку на
4500 крючков, прикрепленных
к тросу длиной до 5 км,
которые составляют большую
снасть. Для исследования
морского дна капитан
использует эхолот и
электронные карты.
Лов ярусом
17.
Специальный ловК специальным орудиям лова можно отнести тролловые снасти,
удочки, рыбонасосы, снасти для лова на электросвет, донные
подвижные неводы (драги, снюрреводы), донные ловушки, т.е.
снасти, используемые в специфических условиях и для ловли рыб
определенной породы.
Тролловая снасть
а - тролловая установка в
плане; б - соединение крючка с
лесой; в - оснащение крючка
приманкой в виде кальмара
18.
Драгеры- суда для сбора сгребаемых с морского дна устриц иморских гребешков.
19.
Плавучиебазы
-
крупнейшие
промысловые
водоизмещением в среднем от 10000 до 15000 т.
Рыбопромысловая база
суда
20.
Рыбоперерабатывающиесуда самый
многочисленный
рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и
имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На
современном плавучем заводе выполняются все процессы
переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку,
замораживание,
брикетирование,
расфасовку,
упаковку,
консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых
продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000
до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.
21.
Природоохранное судно проекта 6457с (спрут)22.
КЛАССИФИКАЦИЯСЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ
23.
Служебно-вспомогательные суда разделяют наобслуживающие и служебные.
К обслуживающим относятся:
ледоколы
буксиры
спасатели
противопожарные суда
судоподъемные
плавучие маяки
снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики)
зерноперегружатели и пр.
К служебным судам относятся:
научно-исследовательские
медико-санитарные (плавучие госпитали, карантинные суда)
плавучие гостиницы, общежития
суда-выставки
учебные суда
24.
Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. Взависимости от района плавания ледоколы бывают портовые,
морские, и речные. Особую группу составляют арктические линейные
ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному
морскому пути.
25.
Ледокол за работой.26.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛЕДОКОЛОВФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КАТЕГОРИЯ
ИНТЕРВАЛ ВЕЛИЧИНЫ
ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ,
НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕДОКОЛА
КЛАСС ПО
ПРАВИЛАМ
РЕГИСТРА
ПРИМЕРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ЛЕДОКОЛОВ
ЛИДЕР
(1 катег.)
свыше 3 м, надежная круггодичная работа во всех
арктических морях
Icebreaker 9
Проект ЛК-110Я
(атомный)
ЛИНЕЙНЫЙ
АРКТИЧЕСКИЙ
(2 катег.)
2,4-3 м, проводка караванов летом
и осенью по всему Севморпути,
круглый год в западном районе
Арктики и у побережья
ЛИНЕЙНЫЙ
(3 катег.)
1,8-2,4 м, проводка караванов
в неарктических морях, помощь
Icebreaker 9
Icebreaker 8
основному ледоколу при проводке
сложных караванов по Севморпути
АРКТИКА
(атомный)
Проект ЛК-60Я
(двухосадочный атомный)
ЕРМАК
ТАЙМЫР
Проект ЛК-25
Fennica, Oden
СЛУЖЕБНЫЙ
(4 катег.)
1,3-1,8 м, работа летом в Арктике,
зимой в неарктических морях
Icebreaker 7
МОСКВА
КАПИТАН СОРОКИН
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
(5 катег.)
0,9-1,3 м, зимой проводка судов
в районах вблизи портов, летом
в прибрежных районах Арктики,
включая обслуживание буровых установок
Icebreaker 6
МУДЬЮГ
Проект ЛК-7
КАПИТАН БЕЛОУСОВ
ПОРТОВЫЙ
(6 катег.)
0,7 м, обслуживание причалов и
портах и на их акваториях, лето
и осень в мелководных районах Арктики
Icebreaker 6
ВАСИЛИЙ ПРОНЧИЩЕВ,
КАПИТАН ИЗМАЙЛОВ
РЕЧНОЙ
(7 катег.)
0,4 м, работа на реках, озерах и
водохранилищах
ВОЛГА
КАПИТАН ДРАНИЦЫН
27.
Ледокол «Москва»Атомный ледокол «Таймыр»
с уменьшенной осадкой
для проводки судов в устья
сибирских рек.
28.
Ледокол «Мудьюг» с дизельэлектрической силовойустановкой.
Речной ледокол «Капитан
Демидов» во время работы.
29.
Буксиры, относящиеся к классу обслуживающих судов,разделяют на океанские, морские, рейдовые, портовые и для
внутренних водоемов.
Буксиры (особенно портовые) отличаются малой длиной,
обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и
большой остойчивостью.
Буксир
30.
Буксиры и толкачи используются для транспортировки плотов, барж иразличных плавучих сооружений.
Обычный буксир тянет за собой несамоходные баржи или лихтеры, которые
крепятся к нему буксирным тросом.
Толкач – толкает баржи впереди себя и находится в жёсткой сцепке с ними.
Для грузовых перевозок буксировка толканием предпочтительнее обычной.
31.
Буксир-толкач в сцепке с баржей32.
Группа портовых буксиров ведёт по фарватеру огромныйкрупнотоннажный контейнеровоз.
33.
В последние годы в связи с необходимостью организации спасательнойслужбы на море возник новый тип специализированных обслуживающих судов
- спасателей. Они отличаются высокой скоростью (18-22 уз), большой
мощностью энергетической установки (9000-22 000 л. с.) и оснащены
разнообразным оборудованием для оказания помощи терпящим бедствие
судам - для тушения пожаров, откачки воды, стаскивания с мели, подводного
осмотра и ремонта, буксировки, а также спасения людей и оказания им первой
медицинской помощи.
34.
Для тушения крупных пожаров на судах и прибрежных строениях служатспециальные пожарные суда, имеющие мощные противопожарные средства:
системы водо- и пенотушения. Дальность действия лафетных стволов,
подающих воду или другие огнегасящие средства, достигает 60-100 м. Эти
суда имеют высокую скорость (12-14 уз) и хорошую маневренность.
35.
Пожарные суда борются с огнем на вышке «DeepwaterHorizon» у берегов Луизианы 21 апреля 2010 года.
(Reuters/U.S. Coast Guard)
36.
Научно-исследовательский корабль "Сюэлун"37.
Плавучий госпиталь ВМС США “Comfort”.38.
Плавающий отель на реке Амазонке в Перу39.
Учебное парусное судно барк «Крузенштерн»,Россия, Калининград.
40.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА41.
К суда технического флота относятся:дноуглубительные снаряды
грунтоотвозные шаланды
суда-нефтесборщики, удаляющие остатки разлитых на поверхности
моря нефтепродуктов
плавучие краны
крановые суда
плавучие доки
плавучие мастерские.
К этой группе судов причисляют также промышленно-хозяйственные
суда, предназначенные для выполнения различных строительных,
мелиоративных и лесосплавных работ, для прокладки кабеля, а также
добычи нефти и газа в открытом море, песка, гравия и других работ по
освоению континентального шельфа и Мирового океана:
плавучие буровые установки
буровые суда
трубоукладчики
цементировщики скважин
плавучие электростанции
суда-кабелепрокладчики
лесосплавные суда и т. п.