Процесс обучения. В физическом воспитании, как и в каждом учебном предмете школы, главной целью обучения является вооружение учащихся определенными знаниями, умениями и навыками.
На практических занятиях дети получают минимум необходимых знаний о физических упражнениях, об их выполнении. Здесь же они приобретают необходимые умения в выполнении упражнений.
Многократное выполнение упражнений приводит к тому, что упражнение воспроизводится легко, свободно, без особого напряжения, вырабатывается определенный навык в его выполнении. Дальнейшее совершенствование полученного навыка повышает количественные н качественные показатели.
Кроме того, в процессе обучения учитель дает рекомендации по использованию физических упражнений во внеучебное время, в режиме дня.
Так учитель постепенно ведет учащихся к выполнению упражнений, к совершенствованию выполнения н применению упражнений в жизни.
Руководящая роль учителя в процессе обучения и активная деятельность учащихся создают благоприятные условия для всего педагогического процесса.
Воспитывающий характер обучения. Вооружая учащихся доступными знаниями, умениями и навыками в области физического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспита* пию у школьников коммунистической морали.
Рассказывая детям о достижениях и победах советских спортсменов, о новых стадионах, бассейнах, дворцах спорта, учитель воспитывает у школьников чувство советского патриотизма, гордости за Родину, за свой народ.
Взаимная помощь при выполнении упражнений и выручка в играх, совместное выполнение поручений учителя воспитывают у детей чувство дружбы, товаршц"ества, коллективизма.
Соблюдение правил в играх, хорошее выполнение общественных обязанностей (дежурство, раздача и сбор инвентаря) на уроке способствуют воспитанию честности, добросовестности, ответственности за порученное дело. Преодоление трудностей при выполнении упражнений в равновесии, прыжках, лазанье, спусках с гор, а также различных усложнении в упражнениях воспитывает такие ценные качества, как настойчивость, смелость, решительность. Строгое соблюдение установленных правил на уроках, требовательность к внешнему виду учащихся, наличие единой формы, образцовый внешний вид учителя, хорошее санитарно-гигиеническое состояние мест занятий содействуют воспитанию аккуратности, точности, опрятности.
Четкое ведение урока учителем, выполнение команд, сигналов, распоряжений воспитывают дисциплинированность, выдержку.
Правильная организация урока, целесообразное использование времени на уроке, активность учащихся способствуют воспитанию организованности детского коллектива.
Положительные эмоции, вызванные учителем в результате умелого, правильного подбора и проведения упражнений, создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение, имеющее решающее значение для всей деятельности учащихся.
Важное значение в процессе обучения имеют принципы и методы обучения.
Принципы обучения. Обучение учащихся физическим упражнениям осуществляется в соответствии с дидактическими принципами советской педагогики.
Систематичность и последовательность при обучении физическим упражнениям. Весь учебный материал преподносится учащимся в определенной последовательности и определенном объеме. В этом отношении большое значение имеет государственная программа. Материал программы изучается систематически. Новый материал увязывается с пройденным, постепенно расширяются и углубляются знания, умения, навыки. Систематичность при обучении достигается правильным планированием учебного процесса.
При прохождении программного материала вначале изучаются менее сложные виды упражнений, затем более сложные. Например, простейшие виды лазанья по гимнастической стенке и скамейке в I и II классах подводят к лазанью по канату в старших классах.
В отдельных видах упражнений также соблюдается принцип систематичности и последовательности. От простых, элементарных
упражнений постепенно переходят к более сложным. Так, в обще-развивающих упражнениях от одного-двух элементов переходят к трем-ч"етырем; от упражнений на два - четыре счета к упражнениям на восемь - двенадцать счетов, от симметричных, одноименных к асимметричным, разноименным; в прыжках в высоту от произвольного способа к способам «согнув ноги», «перешагивание»; в лыжной подготовке от передвижения произвольным способом к одновременному бесшажному ходу и т. д.
Важным также является систематическое нарастание нагрузки как в отдельно взятом уроке, так и от урока к уроку. Это приводит к лучшим результатам в физическом развитии детей. Постепенное нарастание нагрузки является непременным условием предупреждения травм.
При обучении отдельным упражнениям вначале создаются облегченные условия, потом условия постепенно усложняются (например, вначале равновесие на полу, затем упражнения на скамейке, бревне; передвижение на лыжах по ровной местности, далее по умеренно пересеченной и т. д.).
Принцип сознательности и активности учащихся. Процесс обучения строится на понимании и сознательном усвоении учащимися учебного материала. Для этого учитель разъясняет ученикам значение физических упражнений, учит детей правильному выполнению, предупреждая ошибки и исправляя их. Он стремится к тому, чтобы учащиеся понимали весь изучаемый материал, активно его воспринимали и переносили по мере возможности в свою повседневную жизнь. Надо, чтобы в результате занятий у школьников возрастал интерес к физической культуре, физическим упражнениям, чтобы у них появилось желание заниматься больше и лучше не только на уроках, но и в секциях, участвовать в физкультурных мероприятиях, упражняться дома.
Учитель в начале каждого урока ставит перед детьми конкретные задачи, указывая, для чего и как нужно выполнять эти задачи и почему так, а не иначе. Важно убедиться в том, что задачи поняты учащимися, поняты трудности в выполнении задач. Это повышает активность учеников, их интерес.
Для повышения активности и сознательности учитель приучает детей к посильному анализу происходящего на уроке, наблюдению за движениями своих товарищей, оценке выполнения и самостоятельному исправлению ошибок.
Исправление ошибок самими учащимися является выражением сознательности в изучении упражнений.
Выполнение учениками посильных заданий (подготовка мест занятий, инвентаря, построение класса, самостоятельное выполнение упражнений) активизирует учащихся, способствует сознательному отношению к делу.
Принцип прочности знаний и навыков. Решающее значение для прочного усвоения знаний и навыков имеет повторение и совершенствование в выполнении пройденного материала.
Для выработки прочных навыков упражнения повторяются не только в обычных (привычных) условиях, но и в изменяющихся, усложненных. Совершенствование навыков в выполнении упражнений допустимо лишь в том случае, если учащиеся усвоили правильные способы их выполнения. Большое значение для повышения работоспособности организма имеет систематическая тренировка, под влиянием которой физические упражнения выполняются легче и лучше и для их выполнения требуется меньшая затрата сил и времени. Прочному усвоению знаний и навыков способствует также заинтересованность учащихся.
При планировании учебного материала необходимо предусматривать возможное, ограниченное количество видов упражнений, так как выполнение большого количества задач по многим видам физических упражнений повлечет к распылению внимания учащихся, в результате чего они плохо усвоят материал.
Самостоятельное выполнение учащимися изучаемых упражнений на уроках и во внеурочное время способствует прочности знаний п навыков.
Регулярная проверка и оценка знаний, умений и навыков, выявление и поощрение достижений способствуют лучшему усвоению изучаемых движений и действий.
Принцип доступности. Учебный материал по физическому воспитанию должен быть доступным для усвоения. Однако это не значит, что он должен быть легким.
Легкие упражнения демобилизуют учащихся, ослабляют их внимание и почти не требуют усилий. Трудные, непосильные упражнения приводят к тому, что ученики теряют веру в свои силы. Посильные упражнения стимулируют достижение более трудных задач.
В процессе обучения физическим упражнениям следует идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Следуя принципу доступности, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, состояние здоровья, физическую подготовленность и в соответствии с этим подбирать посильный для них материал.
Принцип наглядности. Для правильного усвоения физических упражнений необходимо непосредственное восприятие их. Это лучше всего достигается показом упражнения.
Показ должен быть образцовым, влекущим детей к подражанию, Но одного показа недостаточно. Поэтому показ необходимо сочетать с объяснениями, обращая внимание учащихся на глазное, на то, что есть общего и что отличает данное упражнение от ранее изученных.
Сочетание показа с объяснением обеспечивает осмысливание упражнения, что необходимо для правильного выполнения. Чтобы лучше и быстрее усвоить упражнения с определенным темпом и ритмом, показ надо сочетать со слуховым восприятием (подсчет,
музыка, метроном). Кроме показа упражнений учителем и учащимися, наглядность осуществляется также демонстрацией картин, рисунков, фотоснимков.
Принцип наглядности применяется на всех стадиях обучения: при ознакомлении с новым материалом, а также при совершенствовании умений и навыков в выполнении упражнений.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В практике физического воспитания применяется много различных методов и методических приемов обучения.
Методы можно объединить в следующие три группы;
а) словесные (объяснение, рассказ, беседа, распоряжение,
команда, указание);
б) наглядные (показ, использование наглядных пособий);
в) практические (упражнения, соревнования).
Все многообразие методов и методических приемов находится в тесной взаимосвязи. Применяя их в различных сочетаниях, учитель обеспечивает полноценный процесс физического воспитания.
Словесные методы
Объяснение применяется во всех классах школы. Оно раскрывает сущность упражнения, создает у детей представление о движение (как надо выполнять то или иное движение).
Объяснение должно быть кратким, конкретным, доступным, образным и соответствовать уровню развития учащихся.
Это обязывает шире пользоваться образными сравнениями. Однако образы должны подбираться правильно, помогая лучшему выполнению упражнений. Например, желая, чтобы дети выполняли подскоки как можно выше, учитель сравнивает их с высоко отскакивающим мячом: «Давайте прыгать, как мячики»; тихую и мягкую ходьбу на полусогнутых ногах учитель сравнивает с поступью кошки: «Идите тихо, мягко, как кошка».
Во время объяснений дети узнают много новых слов: шеренга, колонна, приседание, стоики, гимнастическая стенка, бревно, мат.
К объяснениям надо тщательно готовиться. Их необходимо давать правильным, литературным языком, эмоционально, с уместным изменением интонаций, ободряюще и настораживая, громко, тихо.
При объяснении сложных упражнений надо акцентировать внимание детей на главном, чтобы они осознанно выполняли их.
Объяснение является одним из основных методов обучения,так как оно дает учашимся наиболее полное представление об изучаемом материале.
Рассказ применяется при ознакомлении детей с новыми видами упражнений (примеры из спортивной жизни); при изучении новой
14 Заказ № №1)5 Я»
игры, имеющей сюжет и конкретные образы; при проведении ряда упражнений, объединяемых единой сюжетной линией.
Ценность рассказа как метода состоит в том, что новый материал сообщается в занимательной, повествовательной форме. Это способствует лучшему усвоению изучаемого материала и эффективному выполнению упражнений.
Помня высказывания К- Д- Ушинского о том, что, «...облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки, словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления»", учитель применяет яркий, образный рассказ при проведении целого комплекса различных упражнений.
Тематические рассказы («Пионерское лето», «Режим дня», «День в пионерском лагере», «Экскурсия в лес», «Поездка в поезде» и др.) способствуют сообщению интересных и полезных сведений. Учитель во время рассказа сможет ознакомить детей с самыми разнообразными упражнениями (построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие, упражнения типа зарядки, игры).
Метод рассказа применяется главным образом в работе с учащимися младших классов.
Этот метод очень трудоемкий и требует большой подготовки. Однако получаемый эффект оправдывает затраченные усилия.
Требования к рассказу: краткость и образность изложения, выразительность, эмоциональность. Рассказ, как правило, всегда сочетается с объяснением.
Беседа проводится в вопросо-ответной форме. Учитель путем наводящих вопросов выясняет степень усвоения материала (как выполнять упражнение, правила игры), а также побуждает учащихся к высказыванию своих мыслей.
Беседа является удобной формой общения учителя и учащихся. Этот метод используется для того, чтобы установить связь пройденного с изучаемым, выяснить, насколько правильно понят детьми изложенный материал, активизировать вниманиеучащихся. Во время беседы учитель лучше узнает детей.
Беседа всегда должна быть целенаправленной, краткой, интересной. Она может применяться во всех начальных классах школы.
Распоряжения и команды. Для руководства учащимися при выполнении ими физических упражнений и в процессе проведения урока учитель пользуется распоряжениями и командами.
Под распоряжением понимается словесное указание учителя на уроке, которое не имеет определенной формы, но связано с выполнением упражнений или других действий учащихся.
1 К. Д. У щ и н с к и й. Избр. пед, произв. М., «Просвещение», 1968, стр. 106-107.
Распоряжения применяются во всех классах школы. В начале обучения в I классе распоряжение является необходимым этапом при подготовке детей к выполнению команд.
К распоряжениям относятся указания учителя о подготовке места для прыжков, снарядов, инвентаря (мячей, палок, скакалок и др.).
Все распоряжения учителя должны быть ясными и четкими.
Отдавая распоряжения и требуя обязательного их выполнения, учитель тем самым воспитывает у учащихся дисциплину и приучает их к организованным действиям в коллективе. Каждое распоряжение должно отдаваться учителем авторитетно и спокойно.
Под командой понимается распоряжение учителя, которое имеет определенную форму, установленный порядок его произношения и совершенно точное содержание.
Каждая команда является сигналом к выполнению или прекращению действия. Выполнение часто сопровождается подсчетом, регулирующим темп и ритм упражнения. В команде и подсчете имеет значение интонация, при помощи которой выполнение может стать более выразительным, плавным или отрывистым, свободным или напряженным.
Команды для выполнения упражнений подаются во всех классах школы. В младших классах их мало, в старших больше. Все команды, подаваемые учителем, должны быть едиными по форме, тогда и выполнение их будет строго определенным и одинаковым для всех учащихся.
При проведении урока надо умело пользоваться распоряжениями и командами как для выполнения упражнений, так и для организации учащихся. Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и дисциплинируют их.
Указания применяются во всех классах школы при выполнении упражнений («Спину держите прямее», «Выше голову», «Наклоните туловище», «Согните руки больше» и др.). Указания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.
Своевременные, уместные указания помогут лучшему выполнению упражнений. Указания должны быть краткими, точными, побуждающими к действию, требовательными.
Наглядные методы
Показ упражнения. Среди методов обучения самым доступным является показ. В наглядных методах показ упражнения
занимает ведущее место.
Применение наглядности вообще, а показа в частности необходимо в обучении учащихся младшего возраста.
Чтобы показ был более эффективным, необходимо хорошо организовать детей и создать условия для наблюдения. Демонстрация упражнении должна проводиться с такого места, которое было бы хорошо видно всем занимающимся. Если позволяют условия, то учителю лучше занять место на возвышении.
Когда упражнение показывается перед разомкнутой колонной, то впереди должны стоять дети меньшего роста. Если учитель демонстрирует упражнения во время движения учащихся, то он должен идти им навстречу, а если в кругу, то стоять рядом с учениками.
Показывая упражнения, учитель может находиться в различном положении по отношению к учащимся (лицом, спиной, боком). Например, приседание с выпрямленной спиной, наклоны туловища вперед и назад, поднимание ног вперед и назад лучше показывать, находясь боком к уч"еникам, а упражнения с положением рук за спиной, за головой, повороты налево, направо, кругом надо демонстрировать, стоя спиной к занимающимся.
Иногда учитель, показав упражнение, делает его вместе с детьми, в этом случае он должен стоять лицом к учащимся и выполнять его зеркальным способом, т. е. выполнять вправо, если ученики делают влево.
Как правило, упражнение демонстрирует учитель. Показ должен быть образцовым, побуждающим детей к подражанию. Однако к показу упражнений можно привлекать и учащихся, которые усвоили упражнения и могут служить примером для остальных. Такой прием положительно влияет на детей. Они видят, что упражнение делает их товарищ, значит, и они сумеют его выполнить. Очень важно перед показом привлечь детей к активному наблюдению, указав им, на что следует обратить внимание.
Обычно упражнения демонстрируются не один раз (это зависит от сложности упражнения). Первый показ должен дать общее представление об упражнении. По мере усвоения упражнения демонстрируются отдельные элементы, детали. Это может быть выполнено учителем или учеником (в это время учитель обращает внимание детей на детали).
Показ всегда сочетается с объяснениями. Так как младшие школьники сохраняют большую склонность к подражанию, то, показывая упражнение, лучше сравнивать его с движениями дровосека, маятника, шурупа, крыльев птицы, ног лошади, шага гуся, насоса и т. д. Такой прием облегчает усвоение упражнений, а выполнение его становится эмоциональнее и живее.
Сочетание показа с объяснением бывает в различных вариантах:
1) сначала упражнение демонстрируется, потом даются пояс
нения к нему;
2) сначала упражнение объясняется, потом демонстрируется;
3) демонстрация сопровождается объяснением.
В работе с учащимися младших классов чаще всего применяется вначале показ, а затем объяснение. Так же поступает учитель и в работе со старшими при ознакомлении их с новым материалом. Объяснение предшествует показу в том случае, если детей необходимо подготовить к наблюдению (чтобы наблюдение было целенаправленным). Это чаще всего бывает при повторении упражнений. Упражнения относительно сложные, состоящие из нескольких элементов (на каждом из которых надо остановить внимание детей), обычно одновременно показываются и объясняются.
Для создания правильного представления о движении часто используются наглядные пособия.
Это могут быть картины, таблицы, рисунки, фотоснимки. Их можно рассматривать на уроке под руководством учителя или самостоятельно, во внеурочное время, если они будут вывешены в классе или зале.
Пособия должны быть красочными, простыми, интересными. Их можно приобрести в магазине или изготовить в школе.
Большое внимание в работе следует уделять предметным ориентирам, которые создают реальные условия для выполнения упражнений.
Известно, что дети охотно выполняют упражнения, связанные с определенным результатом: достать, перепрыгнуть, перебросить, влезть, попасть в цель и т. д. Этому во многом помогут предметные ориентиры.
Например, чтобы бросить мяч под определенным углом, протягивают на нужной высоте веревку (ориентир при метании), а при броске мяча в заданной плоскости ставят высокие узкие цели; чтобы при беге шаги были определенной длины и дети бежали по прямой, беговую дорожку размечают линиями; чтобы при прыжке в длину был выше взлет, поперек ямы протягивают веревочку и т. д.
Подобные предметные ориентиры способствуют более успешному овладению техникой движений. Урок проходит интереснее, эмоциональнее, с большей активностью учащихся.
Практические методы
Упражнения. Основной задачей обучения является формирование у занимающихся прочных навыков в движениях. Чтобы решить эту задачу, необходимо многократное повторение изучаемых движений.
Планомерные упражнения детей в изучаемых движениях способствуют достижению более высоких показателем физической подготовленности, имеют неоценимое оздоровительное и образовательное значение. На первоначальном этапе обучения метод упражнения лучше применять в относительно постоянных условиях.
Многократное повторение помогает быстрее овладеть техникой движения и улучшает качество выполнения.
При разучивании движений применяются два метода: в целом и по частям. Они характеризуются тем, что вначале показывается упражнение в целом, без деления на элементы. Затем, по мере освоения основы упражнения (в порядке постепенности),изучаются отдельные элементы.
Например, при обучении лазанью по канату вначале показывается упражнение в целом. После того как у учащихся создастся представление об этом упражнении, приступают к обучению по элементам (захват каната ногами, перехват рук, подтягивание и т. д.).
Таким образом, на фоне общего, целостного упражнения перед учащимися предстают отдельные его элементы, овладение которыми приведет к правильному выполнению упражнения в целом.
При обучении прыжкам в высоту или в длину с разбега ученики также вначале знакомятся с упражнением в целом, а потом их внимание акцентируется на отдельных элементах прыжка (разбег, толчок, полет, приземление и т. д.). Овладев этими составными элементами, учащиеся переходят к комплексному выполнению элементов, а затем к правильному выполнению прыжка в целом.
Такая последовательность применяется в обучении всем сложным движениям. Учитывая задачи и нормы физиологической нагрузки на организм, нельзя давать учащимся сразу большое количество повторений в выполнении упражнения в целом. Кроме того, частое повторение всего упражнения без необходимого изучения элементов его может привести к образованию неправильного навыка, который уже трудно будет исправить.
Чтобы быстрее и лучше овладеть элементами сложного упражнения, вначале их надо выполнять в облегченных условиях. Так, при прыжках в высоту вначале рекомендуется прыгать через веревочку (планку), установленную на небольшой высоте, упражнения в равновесии выполнять на достаточно широкой опоре и низко расположенном снаряде и т. д. Усложнять условия можно лишь тогда, когда дети будут унеренно выполнять задание в облегченных условиях. Совершенствовать умения и навыки можно в играх и соревнованиях.
Соревнование как метод совершенствования применяется после того, как у учащихся образовался некоторый навык. Практически он состоит в том, что во время прохождения учебного материала выявляются лучшие команды, группы или отдельные учащиеся. Например, при проведении бега группами по два-три человека устанавливаются победители забегов; ври проведении прыжков выявляются лучшие прыгуны; во время метания в цель или на дальность - лучшие метатели; при организации и проведении игры - команды-победительницы.
Соревновательный метод повышает интерес детей, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени значительно увеличить физиологическую нагрузку на организм. Кроме того, командные игры содействуют воспитанию у детей чувства коллективизма. Однако нужно учитывать, что соревновательный метод создает известные предпосылки для проявления зазнайства, эгоизма со стороны отдельных учащихся (победителей).
Пользоваться соревновательным методом надо весьма осторожно, так как это снижает точность выполнения упражнения и вызывает большое нервное и физическое напряжение учащихся.
Большое напряжение и сильное возбуждение может отрицательно сказаться на самочувствии детей, их поведении и на взаимоотношениях друг с другом. Это обязывает учителей весьма осторожно относиться к использованию соревновательного метода на уроках. С учащимися младших классов элементы соревнования следует ограничить играми, имеющими соревновательный характер («К своим флажкам», «Передача мячей», «Кто дальше бросит?», «Мяч среднему», «Вызов номеров», игры-эстафеты и др.).
В старших классах соревнования на уроках можно проводить по всем видам школьной программы. При этом основное внимание детей надо сосредоточить на лучших достижениях команды, группы, а не на личных результатах (их следует отмечать без особого подчеркивания).
Исправление ошибок
При выполнении физических упражнений и во время игр учащиеся иногда допускают ошибки и нарушают правила. Ошибки бывают общие и индивидуальные. Если ошибка допускается всем классом или большинством учеников, то надо прекратить выполнение упражнений и обратить внимание занимающихся на совершенную ошибку. При этом объяснение следует сочетать с показом. В том случае, когда среди детей есть такие, которые правильно делают упражнения, желательно, чтобы они показывал» их, а учитель объяснял бы технику выполнения.
Ошибки у отдельных учеников исправляются индивидуально. Учитель, не прекращая работы с классом, подходит к учащемуся, допустившему ошибку, и дает необходимые указания. При выполнении упражнений у учащихся бывают различные ошибки. Например, в прыжках у одних детей бывают ошибки в разбеге, у других - в толчке, у третьих - в полете, у четвертых - в приземлении, и т. д. Очень хорошо, если после указания учителя ученик перед выполнением задания сам расскажет, на что он должен обратить внимание при повторении упражнения.
Процесс обучения физическим упражнениям
физическим имеет следующие этапы.
Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять физическое упражнение в общих чертах (освоение основы техники).
Первоначальное изучение. На данном этапе ставится задача - научить детей выполнять движение в общих чертах.
По физиологическому механизму этап формирования первоначального умения характерен тем, что на его протяжении создается основа коркового динамического стереотипа. При этом происходит отбор пригодных врожденных и приобретенных рефлексов, а также становление новых, которых в двигательном опыте обучающегося не оказалось. В результате к концу этапа складывается система двигательных рефлексов, соответствующая основе техники изучаемого движения. Специфические особенности этого этапа: недостаточная точность движений в пространстве и во времени, неточность мышечных усилий, неустойчивость ритма движения, наличие ненужных дополнительных движений; отсутствие слитности между фазами (элементами) сложного движения.
С учетом указанных особенностей формирования начального двигательного умения на первом этапе обучения ставятся задачи: сформировать целостное представление о движении; добиться выполнения движения в целом; устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.
Углубленное разучивание. Цель этого этапа обучения - довести первоначальное умение до точного, отработанного в деталях. В процессе углубленного разучивания необходимо настолько уточнить движения, чтобы умение в дальнейшем перешло в навык владения совершенным действием. Этот этап характеризуется уточнением временных, пространственных и силовых характеристик движений. Физиологическим механизмом этого процесса является уточнение как отдельных двигательных рефлексов, так и их системы в целом.
Продолжительность этапа углубленного разучивания может быть различной. Она зависит от сложности структуры движения, от общей и специальной подготовленности обучающихся, от устойчивости ошибочных реакций, от типа нервной деятельности. Причинами затягивания этого этапа также могут быть явления «отрицательного переноса» других навыков и трудности, связанные с преодолением врожденных автоматизмов и защитной реакции. Задачи на втором этапе обучения состоят в том, чтобы: уточнить детали техники изучаемого движения; добиться четкого, свободного и слитного выполнения движения в целом.
Закрепление и дальнейшее совершенствование движения.
Задача этого этапа обучения заключается в том, чтобы перевести приобретенное умение в навык, а также выработать дополнительные умения и навыки применения изученного движения в различных условиях. В зависимости от общей направленности процесса физического воспитания длительность этого этапа различна.
Процесс обучения на данном этапе охватывает две стадии развития двигательного навыка: а) стадию упрочения навыка в основном варианте движения и б) стадию формирования умений и навыков в дополнительных вариантах движения. В первой стадии упрочивается сложившийся динамический стереотип, соответствующий основному варианту техники изучаемого движения, во второй - дополнительно к этому основному стереотипу вырабатываются и закрепляются дополнительные двигательные реакции, соответствующие различным вариантам техники. В одних случаях эти стадии можно последовательно выделить достаточно четко - когда виды движений относительно стандартны (гимнастика), В других случаях, когда движения связаны с максимальным проявлением физических сил или с постоянным изменением условий, эти стадии сливаются вместе: упрочение основного динамического стереотипа происходит наряду с выработкой и закреплением его вариантов. При этом совершенствование движения происходит на основе частичной перестройки ранее выработанного навыка, особенно таких движений, которые связаны с прогрессирующим развитием физических качеств.
На этом этапе обучения ставятся следующие задачи: закрепить освоенную технику движения наряду с дальнейшим уточнением ее деталей; обеспечить правильное выполнение усвоенного движения в различных условиях, в соединении с другими двигательными навыками и при максимальных физических усилиях (в подвижных играх).
Таким образом, мы видим, что при обучении физическим упражнениям следует учитывать этапы формирования двигательных умений и навыков.
1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям
Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:
1) первоначальное разучивание,
2) углубленное разучивание,
3) закрепление навыка и совершенствование техники.
Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Углубленное разучивание. Задача второго этапа -- создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа -- закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.
Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия. 27, с. 44
Влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс...
Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие учащихся
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педагогической теории считается...
Методика обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста
В процессе обучения двигательному действию можно выделить три относительно самостоятельных этапа. Они отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики...
Методика обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста
1 класс: В школьной программе для I класса ведущим разделом является гимнастика, включающая строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения с мячами, упражнения в лазанье, танцевальные упражнения...
Методика обучения общеразвивающим упражнениям в дошкольных учреждениях
Цель и смысл методики руководства - обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений...
Методика общеразвивающих упражнений в детском саду
Младший дошкольный возраст Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.31. Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение...
Организация и методика проведения уроков по плаванию в школе
При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: -- укрепление здоровья, закаливание организма человека...
Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста
Психолого-педагогический эксперимент проводится на базе детского сада «Колокольчик» с 1 октября 2009 года по 30 марта 2010 года. В эксперименте участвовали дети старшей группы...
Физическое воспитание младших школьников
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать...
Физическое развитие и функциональное состояние детей дошкольного возраста
А) Определение уровня физического развития: - по внешним признакам; - по антропометрическим показателям; Б) Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей (выполняется врачами)...
Целесообразность и эффективность использования принципов "открытого обучения" при формировании плавательных навыков у детей дошкольного возраста
Может быть выделено несколько этапов обучения. Первый этап: ознакомление ребенка с водой, передвижения по дну, игры в воде. Второй этап: приобретение детьми умений и навыков держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить)...
Этапы обучения физическим упражнениям
Последовательность обучения физическим упражнениям
Процесс физического обучения состоит из нескольких этапов. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать следующую последовательность этапов:
· ознакомление;
· разучивание;
· закрепление и совершенствование;
· профилактика и коррекция ошибок.
Упражнение надо показывать до тех пор, пока занимающиеся полностью не поймут технику его выполнения.
Для облегчения восприятия используют замедленный темп выполнения упражнения.
Эффективность разучивания определяется следующими факторами:
· уровнем физической подготовки обучаемых;
· сложностью упражнения;
· педагогическим мастерством преподавателя;
· наличием необходимых условий для выполнения упражнения;
· уровнем мотивации обучаемых.
Этот этап характеризуется постепенным увеличением нагрузки и различными усложнениями.
Этап закрепления можно проводить в форме соревнования для стимуляции максимальной выкладки спортсменов и создания условий для проявления инициативности.
Профилактика и коррекция ошибок - необходимый компонент процесса обучения, направленный на обеспечение безопасности физической деятельности.
Плотность занятия - это показатель эффективности использования времени тренировок, определяемый как отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему времени занятия.
Плотность занятий:
Различают 2 вида плотности занятия:
Физическую нагрузку увеличивают постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Существует следующие методы повышения нагрузок:
· непрерывный - начинается с небольшой нагрузки и с каждой последующей тренировкой она непрерывно и постепенно растет. Применяется при небольших сроках обучения и однородном составе обучаемых;
· ступенчатый - на протяжении нескольких тренировок нагрузка неизменна, а затем возрастает. Осуществляется в группах с различным уровнем подготовленности занимающихся;
· волнообразный - заключается в периодических колебаниях величины нагрузки. Сначала она медленно увеличивается от занятия к занятию, затем, достигнув определенного уровня, начинает снижаться. Это позволяет восстановить силы и лучше овладеть техникой выполнения упражнений. Затем все это повторяется на другом уровне.
Главной целью обучения на занятиях физической культурой и спортом является овладение двигательными навыками. Двигательные навыки - это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения. Все произвольные движения (около 99% всех движений человека) являются двигательными навыками различной сложности. Двигательные навыки обладают свойством переноса.
Перенос двигательных навыков выражается в их положительном или отрицательном взаимовлиянии. На занятиях физической культурой и спортом положительный перенос двигательных навыков обнаруживается в тех случаях, когда разные физические упражнения имеют легкоразличаемое структурное сходство, например приемы игры в ручной мяч и баскетбол или подъем разгибом из виса на брусьях и то же упражнение на перекладине (человек, который играл в баскетбол, легче овладеет техникой игры в ручной мяч; после освоения подъема разгибом на перекладине подъем разгибом на брусьях разучить проще).
Поэтому последовательное или одновременное изучение таких физических упражнений целесообразно. Разновидностью положительного переноса является перекрестный (билатеральный) перенос. Он выражается в том, что человек способен выполнить определенное движение левой частью тела, хотя ранее на этом движении упражнялась только правая часть (например, спортсмен может метать левой рукой, хотя обучался метанию только правой).
Отрицательный перенос двигательных навыков проявляется в тех случаях, когда трудно дифференцировать отдельные элементы движения при выполнении различных физических упражнений. Например, в прыжках в высоту и барьерном беге содержится фаза отталкивания, однако характер ее в этих вирах различается по ряду деталей настолько, что начинающий не способен их дифференцировать. Поэтому одновременное изучение этих двух спортивных упражнений нецелесообразно. Следует выделить три основных процесса, которые обеспечивают образование и развитие двигательного навыка: 1) познавательный процесс, который состоит в осознании цели движения, его структуры и результатов, в овладении суммой знаний; 2) процесс установления и закрепления соответствующих условнорефлекторных связей; 3) процесс морфологической и функциональной перестройки опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций организма; 4) процесс развития двигательных качеств и некоторых сторон психической сферы занимающихся в соответствии с требованиями изучаемых движений. Овладение двигательными навыками, так же как и развитие тренированности в целом, происходит неравномерно, по ломаной кривой. Вначале отмечается быстрый рост тренированности, затем идет длительный период медленного нарастания, в котором временами могут наблюдаться задержка (плато) и случаи снижения, вслед за тем наступает новое резкое увеличение тренированности и снова период замедленного развития или задержки.
Период, на протяжении которого ведется обучение сложному физическому упражнению, делится на три этапа: ознакомления, овладения структурой движений и совершенствования в выполнении физического упражнения.
На этане ознакомления, который продолжается от одного до нескольких занятий, ставится задача создания предварительных представлений и понятий об изучаемом физическом упражнении и главным образом о его кинематической структуре, а так же ознакомления с основными условиями и правилами спортивной борьбы в данном виде спорта. Для решения первой из этих задач приходится упрощать структуру движения, создавать условия, облегчающие выполнение упражнения (например, снижать высоту препятствия, уменьшать вес снарядов, размеры площадки, снижать интенсивность движения, сокращать дистанцию, не учитывать некоторые правила, которые необходимо соблюдать на соревнованиях).
На этапе овладения структурой движений, который продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев, ставятся следующие задачи:
- создать четкие представления о кинематических, динамических и ритмических параметрах изучаемого движения;
- овладеть физическим упражнением, основными приемами, применяемыми в спортивной борьбе, в такой мере, чтобы выполнять их правильно с вариативными усилиями в упрощенных условиях;
- ознакомить с основами тактики данного вида спорта.
На этапе совершенствования, который продолжается в течение всего времени, пока занимающийся стремится повысить свои результаты, ставятся следующие задачи:
- достигнуть такого уровня совершенства в овладении спортивным упражнением, который позволит сохранить правильную технику при выполнении движений с максимальными усилиями в изменяющихся условиях спортивной борьбы;
- развить двигательные качества и психические свойства в соответствии с требованиями изучаемого вида спорта;
- освоить тактические приемы и развить способность применять их творчески в зависимости от складывающейся ситуации.
В специализированных занятиях спортом (в спортивной тренировке) обучению технике спортивных упражнений предшествует этап подготовки к нему. Этот этап может длиться от 3 недель до нескольких лет. Его продолжительность зависит от возраста занимающегося и вида спорта. На этапе подготовки к обучению определяются интересы и способности занимающихся, формируется активно-положительное отношение к занятиям определенным видом спорта, обеспечивается физическая подготовленность, служащая основой для овладения соответствующими двигательными навыками. Иногда, чтобы овладеть техникой одного вида спорта, необходимо заниматься другим видом (например, обучению прыжкам в воду должны предшествовать кроме плавания занятия акробатикой). В некоторых случаях задачи подготовки к обучению решаются без участия преподавателя (например, в процессе игры в детском возрасте или самостоятельных занятий различными видами спорта). Это позволяет приступить к разучиванию техники избранного вида спорта без предварительной подготовки.
С самого начала обучения физическим упражнениям следует стремиться к тому, чтобы занимающийся выполнял движение как можно ближе к его идеальному образцу (по структуре). Для этого можно применить два способа (метода):
- первый - упростить условия, снизить интенсивность движений;
- второй - расчленить спортивное упражнение на более простые по структуре движения, на отдельные действия и приемы.
Первый метод обучения - целостный метод , второй - расчлененный метод . Их сочетание - комплексный метод .
Наиболее эффективным методом нужно признать комплексный метод обучения.
Расчлененный и целостный методы в обучении сложным действиям самостоятельного значения не имеют. Однако само понятие «комплексный метод» не раскрывает его содержания. Здесь более уместно применение понятия анализа - синтеза движений в обучении. Обязательное требование реализации анализа - синтеза в обучении физическим упражнениям состоит в том, чтобы расчлененная подсистема не теряла своего органического единства с целостным упражнением. Выделенные части, фазы и элементы должны быть закреплены (освоены) достаточно хорошо, прежде чем они будут соединены в более сложные сочетания. Однако длительные упражнения в изолированных деталях могут привести к нарушению согласованности движений при выполнении сложного физического упражнения в целом. Поэтому необходимо заниматься одновременно несколькими частями, фазами и элементами спортивного упражнения, переходя от одного к другому циклически.
Для каждого занимающегося в каждом спортивном упражнении следует найти такие части и фазы, которые он может воспроизвести правильно, но с приложением усилий, характерных для данных подсистем спортивного упражнения в целостном его выполнении в реальных условиях спортивной борьбы.
Успех в овладении физическими упражнениями зависит от последовательности изучения его подсистем. В каждом сложном физическом упражнении имеется часть, фаза или элемент, от правильного выполнения которых в значительной степени зависит эффективность движения. Различают основу спортивного упражнения в целом - основную часть; основу части спортивного упражнения - основную фазу; основу фазы спортивного упражнения - основной элемент. Например, из четырех частей прыжка в высоту (разбег, отталкивание, переход планки и приземление) основной частью является отталкивание; в отталкивании основной фазой является постановка толчковой ноги и положение тела по отношению к нему; в фазе постановки ноги для отталкивания основными элементами являются движения таза и плечей.
Установление основы спортивного упражнения важно, в частности, потому, что обучение следует начинать именно с нее. В разных спортивных упражнениях, а также в отдельных их частях и фазах основа движения может находиться в начале, в середине и в конце.
В первом варианте основная часть сложного физического упражнения находится в начале. Она осваивается первой. Затем изучается техника средней части движений. К ней присоединяется уже освоенная начальная часть. Вслед за тем изучается техника заключительной части упражнений. К ней присоединяется освоенная средняя часть.
Во втором варианте основная часть спортивного упражнения находится в середине, а в третьем - в конце.
Выполняемые движения воспринимаются прежде всего органами чувств. Их можно видеть, в некоторых случаях слышать звуки, издаваемые при них, а главное - воспринимать кинестезическими ощущениями. В процессе обучения двигательным действиям суммарная деятельность органов чувств синтезируется в центральной нервной системе. В последующих действиях возникают новые ощущения, которые дают возможность проверить создавшиеся представления, уточнить их. В новых попытках воспроизвести движение возникают новые ощущения, которые снова осмысливаются, синтезируются в сознании и создаются более точные представления об изучаемом движении. Они снова проверяются на практике.
Отличие одного этапа овладения двигательными навыками от другого состоит в раскрытии в выполняемых движениях новых ощущений, в новом, более совершенном, восприятии этих ощущений. В этом заключена суть и последовательность освоения любого навыка, познания любого явления. Квалифицированный спортсмен лучше контролирует выполняемое спортивное упражнение. Именно поэтому он способен выполнить его более совершенно.
При равенстве одаренности и двигательного опыта результаты обучения зависят от способности концентрации внимания на возникающих ощущениях и степени понимания изучаемого. Чем лучше удалось отвлечь внимание обучающегося от всего, что не имеет отношения к выполняемому заданию, тем успешнее будет обучение. Это относится как к внешним раздражителям, так и к собственным мыслям обучающегося.
В соответствии с основными параметрами движений выделяют отдельные проявления кинестезической чувствительности: «чувство пространства», «чувство дистанции», т. е. способность соразмерять движения в пространстве; «чувство снаряда», т. е. развитие тонкого ощущения формы, веса, упругости снаряда; «чувство времени» («чувство скорости»), т. е. способность распределять свои движения во времени; «чувство среды» («чувство воды», «чувство воздуха», «чувство снега», «чувство льда» и др.), т. е. способность оценивать сопротивление среды действия.
Возникшие кинестезические ощущения сохраняются при систематических упражнениях (в двигательной памяти. - Примеч. ред.). Известно, что структура хорошо усвоенного движения не забывается, каким бы длительным ни был перерыв. Человек, хорошо овладевший ездой на велосипеде, способен выполнить это упражнение, даже если он не сидел на велосипеде на протяжении нескольких десятилетий. То же относится к плаванию, бегу на коньках и ко всем другим спортивным упражнениям, выполнение которых не требует больших мускульных усилий, специального развития организма или борьбы с чувством страха.
Что касается кинестезической чувствительности, то она притупляется в результате даже кратковременных перерывов в занятиях. Чем сложнее координация движений, тем в большей мере сказывается перерыв в упражнениях. Так, один старый цирковой артист говорил: «Если я не упражняюсь один день, это замечаю только я, если не упражняюсь два дня, это замечают мои товарищи, но если не упражняюсь три дня, это замечают уже зрители».
Значение чувственного (неосознанного) контроля возрастает по мере автоматизации движений, которая характеризуется тем, что человек может решить двигательную задачу без фиксации внимания на отдельных подсистемах. Таким образом, способность к чувственному контролю у одного и того же человека находится в зависимости от степени его тренированности в данном двигательном действии.
Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М: ФиС, 1978. - С. 53-60.
Обновлено: 21 января 2013 Просмотров: 20891