Международный туризм сегодня проникает во все сферы жизни общества, тенденции его развития отличаются космополитическим характером, а влияние на происходящие социально-экономические, политические, культурные и иные процессы в общественном развитии различных стран и регионов приводит к необходимости интеграции туристских комплексов, согласованию их функционирования. Появляются различные формы международного сотрудничества, международные организации и союзы.
Международные организации ― объединения государственных или национальных обществ неправительственного характера, созданные для достижения общих целей в какой-либо области человеческой деятельности (политике, экономике, социальной и культурной жизни, туризме). Это одна из важных и наиболее эффективных форм многостороннего сотрудничества между государствами, входящими в эти организации.
Членами некоторых международных организаций могут быть только государства, а не национальные общества, союзы или ассоциации. Такие организации называются межправительственными . Организации, куда входят только общества, союзы и ассоциации, называются неправительственными .
Международные туристские организации могут носить различные названия: организация, союз, ассоциация, группа ассоциаций, федерация, конфедерация, объединение, ассамблея, комиссия, комитет, фонд, совет, центр, бюро, институт или агентство. Наиболее распространенная международная туристская структура ― ассоциация ― объединение на добровольной основе национальных организаций, учреждений и предприятий туристской индустрии, а также физических лиц для решения конкретных задач в сфере туризма.
Одна из важных форм международного сотрудничества в сфере туризма, путешествий и гостеприимства ― конференции ООН по туризму , первая из которых состоялась в Риме в 1963 г. На ней были представлены 87 стран, а также пять специализированных организаций, семь межведомственных и 14 неправительственных учреждений. Работа конференции была посвящена регулированию международных туристских связей, вопросам пограничных и таможенных формальностей, а также официальному определению понятий «временный посетитель», «турист», «экскурсант». Поскольку международный туризм оценивается как естественное и неотъемлемое право людей на свободу перемещения, на Генеральной Ассамблее ООН еще в 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где, в частности, подчеркивалось право каждого человека свободно покидать любую страну, включая свою собственную.
Вторая Конференция ООН состоялась в Маниле (Филиппины) в 1980 г. В ней приняли участие уже 107 стран и 91 межправительственная и неправительственная организации. Важную роль для развития туризма сыграла принятая на конференции Манильская декларация по мировому туризму , в которой основное внимание уделялось международным аспектам туризма, роли туризма в национальной экономике и международной торговле как важного показателя мирового развития. По мнению В.А. Квартальнова, туристские организации можно классифицировать по следующим признакам:
§ национально-территориальному ―международные, региональныеи национальные организации;
§ общественно-государственному ―правительственные, общественные, частные;
§ по виду деятельности ― регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, профессиональные ассоциации, издатели, проектные, обучающие, торговые и потребительские организации;
§ по сфере деятельности ―транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, автомобильные, круизные), туристские агенты, туроператоры, локальные профсоюзы.
В зависимости от масштабов, сферы и направленности своей деятельности международные туристские организации классифицируются по следующим группам: мировые общего характера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера; региональные отраслевого характера; специализированные; особые.
Все организации, действующие на туристском рынке, также можно разделить на две группы ― правительственные и неправительственные, в зависимости от того, кого они объединяют: отдельные туристские компании или государственные и общественные организации, например, Национальная туристская администрация.
Правительственные организации созданы правительствами различных стран и обладают государственными полномочиями (местными, национальными или интернациональными). Неправительственные подразделяются на общественные организации и ассоциации. Общественная организация ―общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан ― членов этой организации. Ассоциация (союз) ― добровольное объединение общественных организаций. Ассоциация может быть также добровольным объединением коммерческих организаций (в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты имущественных интересов).
Туристские мероприятия . В данном параграфе мы не будем подробно разбирать эту тему. В дальнейшем вопросы организации и проведения туристских мероприятий будут рассматриваться при изучении курсов «Выставочная деятельность в туризме», «Маркетинг в туризме», «Реклама в туризме» и др.
Крупнейшие и наиболее влиятельные международные мероприятия, играющие важную роль в развитии туристской деятельности, ― международные туристские биржи, ярмарки, выставки, салоны. Основные цели таких мероприятий: ознакомление с турпродуктами различных фирм; изучение спроса на туристские услуги; установление деловых контактов; заключение коммерческих сделок и подписание договоров; обмен информацией; реклама и продвижение турпродукта. Они могут носить всемирный или региональный характер. Наиболее значительные выставки и ярмарки проводятся ежегодно по заранее анонсируемым датам в определенное время года ― перед началом летнего или зимнего сезона, и продолжаются от одного до семи дней.
Одна из крупнейших в мире туристских выставок ― Международная туристская биржа (ITB). Она проводится в Берлине с 1966 г. ежегодно в марте в течение семи дней. Один день отводится только профессиональным участникам, в остальные дни биржа открыта для всех желающих. В ней участвуют национальные и региональные туристские организации, турфирмы, туроператоры и турагенты, представители министерств, ведомств, комитетов и советов по туризму, гостиниц и гостиничных цепей, авиационных и круизных компаний, структур систем бронирования, страховых компаний, специализированных издательств, радио и телекомпаний.
Крупнейшей в Европе по количеству посетителей стала Международная туристская выставка (SIT) в Штутгарте (Германия). Она превосходит в последнее время Берлинскую международную туристскую биржу. Штутгартская выставка проводится ежегодно в партнерстве с разными странами. Всемирный рынок путешествий в Лондоне проводится с 1980 г. ежегодно в ноябре ― декабре в течение пяти дней с участием турфирм, представителей туриндустрии и средств информации. Наряду с заключением сделок важная задача Лондонского рынка ― ознакомление с новшествами в сфере туризма.
Туристская международная ярмарка (ФИТУР) проводится с 1981 г. ежегодно в январе в Мадриде в течение шести дней. Среди участников ― турфирмы, гостиничные объединения, авиакомпании. Ярмарка сопровождается фестивалем народных песен и танцев, показом рекламных фильмов по туризму. Завоевала популярность Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT). Она проводится в течение четырех дней в марте, начиная с 1994 г.
Большим авторитетом пользуются также Лейпцигская ярмарка путешествий, Международный салон по туризму и путешествиям, который проводится ежегодно в середине февраля в Париже в течение 7―10 дней, Международная туристская биржа в Милане (во второй половине февраля в течение пяти дней), Международная туристская выставка стран Азиатского региона (Гонконг), Международная туристская ярмарка (Чикаго), Международная выставка «Туризм» (Гетеборг), Международная туристская выставка «Филоксения» (Салоники) и др.
Приблизительно за 3-6 месяцев до начала года составляется календарь проведения основных туристских выставок в нашей стране и за рубежом. Если внимательно изучить календарь выставок, то можно выделить следующие особенности организации туристских мероприятий в нашей стране.
1. Основная часть мероприятий запланирована проводиться в весенние и осенние месяцы, то есть перед предстоящими летним и зимним туристскими сезонами. Чаще всего цель таких мероприятий ― позиционирование турпродукта крупных фирм-туроператоров на национальном и международном рынках, а также подписание договоров и соглашений о сотрудничестве.
2. Следует заметить, что значительная часть всех отечественных выставочно-ярмарочных мероприятий имеет международный статус. Это вполне объяснимо проводимой в стране политикой в области туризма, нацеленной на приоритетное развитие в России въездного туризма. Позиционирование отечественного турпродукта и последующее сотрудничество с зарубежными партнерами позволяет привлечь состоятельную клиентуру из ряда зарубежных стран.
3. География выставочно-ярмарочных мероприятий достаточно широка. При этом тяготение их к периферийным городам и регионам не случайно. В большинстве случаев для проведения таких мероприятий выбираются города и регионы, считающиеся стратегическими точками роста туризма. К примеру, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Архангельск, Уфа, Вологда, Иркутск, Рязань ― все эти города обладают колоссальным потенциалом для развития отечественного туризма.
4. Профиль проводимых мероприятий также отличается достаточным разнообразием. В частности, по специализации можно выделить пять групп подобных мероприятий: туристские выставки и биржи; выставки туристских товаров, спортивного инвентаря и др.; выставки, посвященные активным видам отдыха ― спортивному, промысловому, экстремальному; санаторно-курортные; выставки-встречи для проведения деловых переговоров, конференций, обсуждения проблем развития туризма.
5. Организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий в нашей стране занимаются исключительно коммерческие негосударственные предприятия и организации, фонды, акционерные общества, крупные туристские фирмы. Тем не менее, наиболее значимые мероприятия (особенно международные) находятся под патронажем отраслевых министерств и ведомств того региона, где эти мероприятия проводятся.
6. Все выставочно-ярмарочные мероприятия, проводимые в нашей стране, преследуют общие цели: позиционирование отечественного турпродукта на национальном и международном туристских рынках; пропаганду и реализацию турпродукта зарубежных партнеров; заключение агентских соглашений туроператорами с целью формирования агентских сетей; презентацию и последующую реализацию товаров туристского спроса ― инвентаря, одежды, обуви, полиграфической продукции; проведение деловых встреч, переговоров, конференций.
Согласно данным Барометра международного туризма Всемирной туристской организации (World Tourism Barometer), в минувшем году количество международных прибытий на 5% превысило прогноз экспертов ЮНВТО. За 2013 год было совершено 1,087 млрд. туристических международных поездок, что на 52 миллиона больше, чем в 2012 году. Следует отметить, что этот рост произошел на фоне общей сложной экономической ситуации в мире.
«2013 год был превосходным для международного туризма, - заявил Генеральный Секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи. - Туристический сектор продемонстрировал способность адаптации к изменяющимся условиям рынка, а также потенциал дальнейшего роста и создания рабочих мест во всем мире, несмотря на экономические и геополитические проблемы. Фактически, туризм стал одной из немногих отраслей экономики, которая обеспечила хороший вклад в экономики многих стран».
По экспертной оценке ЮНВТО, число международных прибытий в 2014 году также увеличится на 4-4,5%, что снова должно превысить долгосрочный прогноз экспертов, которые ожидали, что в период с 2010 по 2020 год ежегодный рост прибытий составит 3,8%.
На 29 млн. возросло в минувшем году количество международных прибытий в европейские страны, достигнув в общей сложности 563 млн. (рост 5%). Здесь наилучшие результаты показали страны Центральной и Восточной Европы (+7%) и Южной Европы (+6%).
Рост в 6% показали страны Азии и Тихоокеанского региона. Количество международных прибытий увеличилось на 14 млн., достигнув цифры в 248 миллионов. Лучшие результаты показали страны Юго-Восточной Азии (+10%), умеренный рост в 4% показали страны Южной и Северо-Восточной Азии.
На 4% выросло число международных прибытий в Северной и Южной Америке (169 млн.). Здесь безусловными лидерами стали Северная и Центральная Америка (по 4%).
Некоторое замедление по сравнению с 2012 годом показали Южная Америка и страны Карибского бассейна (2% и 1% соответственно).
Африканский континент установил новый рекорд в 56 миллионов прибытий (+6%); результаты стран Ближнего Востока (0% роста, 52 миллиона прибытий) связаны, безусловно, с нестабильной политической ситуацией в регионе.
Среди десяти государств - основных выездных рынков мира - лидируют Россия и Китай.
Россия за первые девять месяцев 2013 года стала пятой страной по международным выездам. Рост расходов российских туристов за рубежом за 9 месяцев 2013 года составил 26%.
Китай, возглавивший в 2012 году список выездных рынков мира, сохраняет свои позиции. Следует отметить, что расходы китайских туристов на международные путешествия составили 102 млрд. долларов. А за первые три квартала 2013 года рост этих расходов составил 28%.
Незначительный рост расходов на путешествия показали туристы из Франции (+6%), на 3% возросли траты туристов из США, Великобритании, Канады и Австралии. В то время как жители Германии, Италии и Японии сократили траты на отдых.
Среди стран, где растут расходы на путешествия, Турция (+24%), Катар (+18%), Филиппины (+18%), Кувейт (+15%), Индонезия (+15%), Украина (+15%) и Бразилия (+14%).
Туристско-спортивное мероприятие
«Туристическая полоса», для учащихся 6 классов школы №2, посвященному Всемирному Дню туризма
Разработал:
Валеев Эльмир Альбертович,
Педагог дополнительного образования, учитель физической культуры, высшая кв. категория
2016 год
1. Объяснительнаязапискастр. 3
2. Ход мероприятия стр. 4-6
3. Список используемой литературы стр. 7
4. Приложения стр. 8-11
1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: «Туристическая полоса »
Цели и задачи:
- Пропаганда туризма среди обучающихся.
- Привлечение к систематическим занятиям туризмом и краеведением.
- Выявление сильнейших команд и участников.
- Укрепление дружеских связей между классами.
- Развитие моральных и волевых качеств учащихся.
Актуальность тематики: проблемы влияния на организм учащихся здорового образа жизни, индивидуальной двигательной активности.
Методы восприятия учащихся:
исполнительный, продуктивно-практический, частично-поисковый, оздоровительный.
Формы сотрудничества: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные.
Численность участников — 60 человек, обучающиеся 8-11 классов общеобразовательной школы
Методическое обеспечение: рюкзаки, ориентиры, карта-схема, компас, карандаши, мед. аптечка, жерди, веревки, карточки с топографическими знаками, шест, кружки, спички, нитка.
Предварительная работа: рабочая группа под руководством учителя физкультуры подготовила необходимый инвентарь, разработала карты-схемы, протокол (приложение 1), учителем заготовлены грамоты, дипломы участников и сладкие призы.
Ведущий: мероприятие ведет ведущий, на этапах туристско-спортивной игры расставлены судьи, главный судья ведет протокол игры.
2. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Добрый день, дорогие наши гости, дорогие друзья, участники мероприятия, учителя, подлинные любители физической культуры и туризма, а также ценители красоты и здоровья!
Мы рады видеть вас сегодня на мероприятии, посвященному Дню туризма под названием «Туристическая полоса».
Ведущий знакомит зрителей, участников команд со своими помощниками, судьями, главным судьей.
Ведущий: А сейчас пришло время знакомства с участниками команд.
Ведущий: Эй, команды смелые,
Дружные, умелые,
На старт команды выходите,
Силу, ловкость покажите.
Конкурс 1 «Приветствие»
Каждая команда сдает рапорт главному судье, представляет команду, называя девиз, и сдает эмблему.
Конкурс 2 «Установка палатки»
Палатка устанавливается любым количеством участников. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков, вход не застегивается, стойки располагаются снаружи.
Конкурс 3 «Преодоление болота по жердям»
Команда преодолевает болото по судейским жердям любым способом. Расстояние между опорами — 2м, количество жердей — 4, длина этапа 10-15м. Контрольное время (КВ) 2 мин.
Конкурс 4 «Узлы»
Участникам предлагается за контрольное время завязать 12 узлов (по 1 на каждого участника). (КВ.= 2 мин.)
Конкурс 5 «Топографические знаки»
Каждый участник получает карточку и расшифровывает 1 топознак.
Конкурс 6 «Определение расстояния»
Команда определяет расстояние любым геометрическим способом до предмета известной высоты.
Конкурс 7 «Азимут»
2 участника по одному определяют азимут до недоступных предметов.
Конкурс 8 «Оказание первой медицинской помощи»
Команда отвечает на 2 теоретических вопроса с выбором ответов и оказывает первую медицинскую помощь. Для оказания первой медицинской помощи команда использует мед. аптечку и подручные средства.
Конкурс 9 «Изготовление носилок и транспортировка пострадавшего»
Команда изготовляет из подручных средств носилки (Жерди по 2,5м.- судейские, штормовки - командные)
Переноска пострадавшего возможна только после проверки качества носилок на прочность. Пострадавший должен быть зафиксирован не менее чем в двух местах.
Конкурс 10 «Переправа через сухой овраг с помощью судейского шеста»
Участники по очереди преодолевают условный овраг, используя судейский шест.
Конкурс 11 «Переход по бревну с рюкзаком и кружкой воды в руке»
Участники по очереди преодолевают условный овраг по бревну с рюкзаком за плечами и кружкой воды в руке.
Конкурс 12 «Разжигание костра и пережигание нитки»
Разрешается использовать для разжигания только природные материалы и любое количество спичек, но одновременно можно зажигать только одну спичку. Финишем этапа является обрыв пережигаемой нити.
Конкурс 13 «Мышеловка»
Участники по-пластунски преодолевают проволочное заграждение, на котором подвешены пустые консервные банки.
Конкурс 14 «Снятие палатки»
В снятии палатки принимают участие не менее двух человек, которые укладывают палатку, стойки и колышки в чехол.
Ведущий: А теперь у нас по плану
Будет конкурс капитанов.
Капитаны, выходите,
Свою смекалку покажите.
Конкурс 1 5 «Туристическая викторина»
Проводится в форме конкурса капитанов, отдельно от команды, после прохождения маршрута. Капитан получает лист с заданиями по технике туризма. (приложение 2)
Ведущий: Внимание! Командам построиться для оглашения итогов мероприятия.
Главный судья объявляет итоги мероприятия, подчеркивая старания детей. Команды, занявшие призовые места награждаются сладкими призами и грамотами. Команды, не занявшие призовых мест, награждаются дипломами участников мероприятия.
Ведущий: Мы закрываем мероприятие наше.
Приятно было потрудиться вместе.
Награды получили все по чести.
Вот и настал момент прощанья,
Короткой будет моя речь.
Мы говорим всем «До свиданья»,
До новых и счастливых встреч!
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев. - Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.-М.: ЭКСМО- пресс,. 2002.
Куватов, С.А. Программа «По тропе Робинзона»: лит. Разработка для летних лагерей. - Ульяновск, 2003.
Константинов, Ю.С. Туристические слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТИКМО РФ, 2003.
Остапец, А.А. В походе юные. М., 1978.
Тарасова, М.В. Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: книга для учителя. М., 2002.
Щуркова, Н.Е. Игры, конкурсы, развлечения.- М.: Новая школа, 2002.
Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Сводный протокол туристско - спортивной игры «Мы в походе»
02 .10.2009 г.
Команда | Старт | Финиш | Установка палатки | Снятие палатки | Переправа через овраг с шестом | Узлы | Топознаки | Определение расстояния | Азимут | Переход по бревну с рюкзаком и кружкой | Разжигание костра и пережигание нити | Викторина | Медицина | Сумма штрафов | Итоговое время | Место |
|
8А Бегущие ночи | |||||||||||||||||
8Б Ак Барс | |||||||||||||||||
8ВДаешь молодежь | |||||||||||||||||
8Г Арсенал | |||||||||||||||||
9А Родничок | |||||||||||||||||
Главный судья ________________Валеев Э.А.
Приложение 2
Приложение 3
Общее построение
Кручу-верчу - палатку установить хочу
Держи равновесие!
Вот они - победители!
Массовые спортивные и туристские мероприятия включают в себя:
1) дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент учебного заведения; проводятся раз в месяц;
2) соревнования по видам спорта: соревнования по программе спартакиады учащихся профобразования; массовые соревнования под девизом «Стартуют все!», соревнования по спортивным играм и профессионально-прикладным видам спорта; соревнования по летним и зимним видам спорта и др.;
3) туризм: туристские походы, туристские слеты и соревнования (по туристским навыкам, по туристской технике и по ориентированию на местности).
Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в колледжах профессионального образования и средних специальных учебных заведениях служат состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.
Контрольные вопросы к практическим занятиям.
1. Задачи физического воспитания учащихся колледжей, СУЗов.
2. Уроки по физическому воспитанию, их организация и содержание.
3. Характеристика факультативных и дополнительных занятий по физической культype и спорту.
4.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
5.Организация массовых спортивных и туристких мероприятий.
Лекция 23
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ
План лекции
1. Планирование, учет и контроль учебных занятий.
2. Формы занятий.
3. Программный материал.
4. Распределение студентов по учебным отделениям.
5. Примерное содержание учебного материала.
6. Контрольные вопросы к практическим занятиям.
Планирование, учет и контроль учебных занятий
Основной формой преподавания физической культуры в вузе являются учебные занятия на всех курсах, за исключением выпускного.
Работа кафедр физической культуры вузов планируется на основе базовой учебной программы и включает в себя:
План работы кафедры на учебный год;
Рабочую учебную программу на весь период обучения;
Учебный план на год;
Конспект на отдельное занятие;
Учебный журнал преподавателя.
Рабочие программы составляются для всех студентов по учебным отделениям и предусматривают:
Основные задачи, средства, методы их решения и способы контроля усвоения знаний, умений и навыков;
Объем" и последовательность освоения содержания учебного материала по годам обучения;
Обязательный минимум спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований для студентов.
Учет и контроль освоения учебного материала осуществляется посредством оценки:
Уровня физкультурной образованности студентов (обеспечивается главным образом за счет теоретического курса);
Уровня физической подготовленности (обеспечивается практическим курсом);
Систематичности занятий физическими упражнениями и избранным видом спорта; :
Уровня профессионально-прикладной физической подготовки (обеспечивается методическим курсом).
Формы занятий
Преподавание предмета "Физическая культура" осуществляется в следующих формах: Учебные занятия:
Лекции, практические, методические занятия;
Консультации, имеющие целью оказание помощи студентам в усвоении теоретических положений методики физической культуры, формировании навыков организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
Индивидуальные практические занятия проводятся для студентов, имеющих слабую физическую подготовленность, не освоивших практический материал в связи с пропусками занятий по уважительным причинам и состоянием здоровья. Эти занятия организуются кафедрой в течение учебного года, в период каникул или различных форм практики,
Внеучебные занятия:
Физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия с отягощениями, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.)
Занятия в спортивных секциях, альпинистских и туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах ОФП на платной основе.
Внеучебные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы (таблица 23. 1). Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедр физической культуры.
Таблица 23.1 – Формы и направленность учебных и внеучебных занятий
Формы | Направленность |
Академические(аудиторные) в сетке учебного расписания, | Теоретические (лекции, методические уроки, консультации), практические (учебные занятия, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по ОФП и избранному виду спорта). |
Спортивно-массовые физкультурно-оздоровительные по внутривузовскому календарю. | Туристские походы, спортивные праздники, и вечера, «Дни здоровья», показательные вы- ступления, внутривузовские спартакиады, Под руководством преподавателей-тренеров по видам спорта. Спортивного клуба |
Спортивные соревнования по календарю межвузовских мероприятий | Студенческие игры, Чемпионаты РБ, Универсиады и т.д. - Под руководством администрации. вузов, спортивных клубов, тренеров по, видам |
Самостоятельные - для студентов с низким уровнем | Оздоровительные (групповые, индивидуальные) под руководством преподавателя |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных туристов г. Павлово
В помощь
Организатору внеклассной работы
Специалистам физического воспитания
Старшим вожатым и воспитателям
Детских лагерей
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Организация и проведение туристских мероприятий
(походов выходного дня, походов с ночлегом в
полевых условиях, соревнований по туризму)
Подготовила: Краснова О.В.
Методист СЮТур
Г.Павлово - 2016 г
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ
Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) обучающихся являются важной формой гуманистического и патриотического воспитания.
1.Походы позволяют углублять и дополнять знания предметов школьного курса.
2. Походы способствуют оздоровлению и физическому развитию детей, воспитывают навыки самообслуживания, готовят к жизни и действиям в условиях экстремальных ситуаций.
3. В путешествиях учащиеся изучают свой родной край, знакомятся с географией, историей и культурой своего района, области, страны.
4. В походе ребята ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры, выполняют задания различных общественных организаций и учреждений.
Для достижения воспитательных и образовательных результатов, необходимо грамотно и квалифицированно готовиться даже к самым коротким по времени походам. Безусловным требованием к проводимым путешествиям является соблюдение всех норм и требований, обеспечивающих их безопасность.
Введение
С чего начать подготовку к походу, какие документы необходимо оформить, как готовить детей, какой маршрут выбрать? – все эти вопросы возникают перед руководителем, собравшимся использовать в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективную форму работы - путешествия. К сожалению, не сумев самостоятельно найти необходимые ответы на интересующие вопросы, многие педагоги отказываются от походов. А ведь сложности, пугающие новичков, вполне преодолимы.
Наиболее простой способ – обратиться за советом на Станцию юных туристов г. Павлово, где вам непременно помогут. (Имеется необходимая литература, карты, сведения о различных маршрутах, опытные руководители ТКО).
Раздел 1. 1.1. Организация и проведение походов.
Принципиально подготовка однодневного и многодневного похода отличается мало . Безусловно подготовить группу для многодневного похода, сформулировать задачи, изучить район похода – сложнее. Кроме этого, потребуется больше продуктов и снаряжения, но когда у вас будет успешный опыт проведения нескольких однодневных походов, многодневный поход может вам показаться весьма заманчивым.
Организационные формы однодневных походов :
- туристская прогулка – непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или его окрестностей с целями отдыха и познания,
Туристский поход - прохождение групп по определенному маршруту, используя активную форму передвижения с целью познания и физического развития, выполнение общественно-полезной краеведческой работы в пути (до 8 часов).
- туристская экскурсия – групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в познавательных и воспитательных целях (до 8 часов).
1.2. Выбор и разработка маршрута
Для выбора маршрутов походов можно воспользоваться путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты, можно обратиться на Станцию юных туристов. Желательно, чтобы руководитель и его заместитель были хорошо знакомы с районом похода, с конкретным маршрутом. Тогда вы будите себя уверенно чувствовать на маршруте с детьми, меньше сил и энергии тратить на вопросы ориентирования, выбор тактики движения, мест привалов и ночлегов. Далее вам следует изучить маршрут с детьми.
1.3. Путевые документы
Все туристские группы должны перед выходом на маршрут оформить соответствующие документы. Для походов таким документом является маршрутный лист , который подписывается руководителем организации (директором учреждения). В маршрутный лист вносится списочный состав группы, маршрут с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения, который группа намечает пройти. Маршрутный лист заверяется печатью и подписью директора организации.
1.4. Цель похода.
Каждый поход выходного дня должен иметь цель . Перед походом могут быть поставлены экскурсионные, агитационные и патриотические цели. Могут быть походы с учебными и спортивными целями. Определяя цель, необходимо руководствоваться следующим: Цель должна быть словесно сформулирована и заранее доведена до сведения всех участников похода (отправляемся по местам боевой славы, посетить музей, посетить заповедник, «тропа здоровья»). Цель похода - ориентир для группы. Если цель есть, то дети стремятся ее достичь.
1.5. Комплектование группы.
Количественный состав группы для похода выходного дня устанавливается из минимального количества - 6 человек, максимального - 30 человек на одного руководителя, при этом учитывается опыт и наличие квалифицированных помощников (зам. руководителей).
1.6. Требования к руководителю и участникам похода.
В каждой туристской группе, готовящейся к походу, назначаются руководитель и его заместитель. Руководитель должен иметь опыт участия в двух однодневных походах и ориентирования на маршруте, о чем четко определено в « Инструкции по проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» утвержденной приказом Минобразования России от 13.07.92г №293. Участники туристского похода обязаны соблюдать все указания руководителя и его заместителя, не допускать самовольных отлучек.
1.7. Распределение обязанностей.
Распределение обязанностей в группе проводится с учетом туристского опыта участников, их практических навыков, заинтересованности в тех или иных поручениях. Каждый участник похода должен иметь конкретное дело. Тогда не будет неразберихи, безответственности, чрезмерной загрузки кого-то из группы и праздношатающихся. Задача руководителя – контролировать действия участников, вовремя им помогать, но не заменять их. Кроме руководителя и заместителя, в группе можно вводить следующие должности:
Командир группы – помощник руководителя.
Завхоз – подготовка продуктов питания, организует питание.
Ответственный за дневник - ведет запись походных событий.
А также дополнительно вводить должность штурмана, краеведа, фотографа, санитара, физорга, культорга, ответственного за топографическую съемку, за сбор образцов для минералогической коллекции, метеорологические наблюдения.
Обязанности в группе могут быть временными. Это дежурные по кухне, костровые , направляющие и замыкающие на марше . Это нужно делать для того, чтобы дети попробовали себя в исполнении не одной, а нескольких должностей. Контроль выполнения обязанностей, действий группы и каждого участника в отдельности осуществляется на вечернем подведении итогов дня.
1.8. Снаряжение.
Личное:
Спальник, коврик, куртка или штормовка, головной убор, спортивный костюм, футболка, кроссовки, блокнот, карандаш, накидка от дождя, личная посуда, туалетные принадлежности.
Групповое:
Палатки , котелок, костровые принадлежности, топор, пила, половник, спички, клеенка, компас, тент от дождя и солнца, свечи, фонарь, аптечка,.
1.9. Продукты питания.
1. Если группа собирается на привале делать сухой перекус, то рекомендуется взять следующие продукты: хлеб, сыр, печенье, конфеты, яйцо вареное, чай в термосе, соль, фрукты, сок.
2. Если группа собирается готовить горячую пищу, можно взять дополнительно: тушенку, овощи, сахар, чай или кофе, крупы, макароны, приправы, соль.
1.10. Режим и распорядок рабочего дня.
Успешное проведение похода во многом определяется во многом умением туристов правильно распределить свои силы, выбрать наиболее рациональный темп и порядок движения группы, а также овладеть способами передвижения по различному рельефу и приемами преодоления препятствий.
Первый привал надо устраивать через 10-15 минут после начала движения. Это делается для того, чтобы поправить рюкзаки, снять теплую одежду. Режим переходов обычно состоит из 40-50 минут движения и 5-10 минут отдыха на малых привалах.
Рекомендуется раньше выходить на маршрут, в середине дня участникам необходим продолжительный отдых и горячий обед. В холодную или дождливую погоду можно ограничиться сухим пайком с горячим чаем из термоса.
Ритмичность движения – одно из главных средств сохранения сил туристов и повышение работоспособности. Изменять ритм необходимо плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3-5 минут до привала.
1.11. Порядок движения группы.
Группа на марше движется колонной по одному. Впереди идет направляющий, который выбирает путь, определяет темп и поддерживает ритм движения, следит за своевременными остановками на привалы. На проселочных дорогах, по просекам можно идти и колонной по двое.
Руководитель группы должен идти первым или сразу за направляющим, помогая ему находить дорогу и регулировать темп движения группы. За ним идут девочки, потом ребята.
Замыкающим назначается сильный и опытный турист. Его обязанность – помогать отстающим и никого не оставлять за собой, своевременно предупреждать руководителя об участниках, не выдерживающих темп движения. Ритмичность движения – это главное средство сохранения сил.
Во время движения не надо петь, кричать, собирать цветы. Разговорами дети незаметно для себя сбивают дыхание, быстро устают, ослабевает внимание.
1.12. Походный быт. Бивак.
Требования к биваку :
1.Безопасность - вдали от населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, складов, высоковольтных линий и т.д.
2. Вода – вблизи водоема (проточная, колодец, родник)
3. Дрова – достаточное количество топлива.
4. Нельзя выбирать место бивака в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи.
5. Надо подумать: «А что если?...» (будет гроза, сильный ветер, сильный ливень).
6. Место бивака должно быть сухим, удобным, красивым.
7. При любой погоде место бивака должно быть убрано тщательным образом, костер затушен.
1.13. Подведение итогов похода
В однодневном походе подведение итогов проводится сразу по пути домой. Руководитель напоминает о том, какие цели ставились перед участниками похода, оценивает, в какой мере удалось реализовать намеченное, что способствовало, что мешало достижению цели. Затем высказываются все туристы. Заканчивает разбор итогов похода руководитель.
Такие разборы – очень полезное дело, особенно в учебных походах. Зная, что вечером придется высказываться, ребята начинают осмысливать происходящее в течение дня, анализировать обстановку и принятые в этой обстановке решения, оценивать действия своих товарищей.
Раздел 2. Медицинский контроль и доврачебная помощь
В походах выходного дня могут принимать участие практически все школьники. Ограничения могут распространяться на имеющих нарушения опорно-двигательной системы, заболевания сердечно - сосудистой системы и болезни, связанные с расстройством психики.
Руководитель похода обязан при комплектовании группы иметь четкое представление о состоянии здоровья и уровне физического развития участников. Для этого нужно проконсультироваться у врача.
Продолжительность и протяженность маршрута должны соответствовать реальному уровню тренированности участников похода, их волевым качествам.
Недостаточное внимание к состоянию здоровья участников либо выбор слишком сложного маршрута могут стать причиной неудачи.
На остановках для отдыха руководителю необходимо подойти к каждому участнику похода, спросить о самочувствии, при необходимости проверить пульс, поставить более слабых за направляющим, если потребуется – снизить темп движения.
Каждая группа, отправляющаяся в поход, обязана иметь медицинскую аптечку. Руководитель должен перед выходом на маршрут проверить наличие и укомплектованность аптечки.
Меры безопасности
Главный принцип безопасности в походе - соблюдение правил организации и проведения похода, дисциплина, организованность,взаимопомощь.
Причина несчастных случаев в ПВД – в отсутствии организованности и подготовленности к походу. Наиболее опасны участки в начале и в конце маршрута, когда приходится для выхода на активную часть использовать городской и пригородный транспорт, двигаться по дорогам, пересекать их. На активной части маршрута достаточно знать путь движения и опасные участки маршрута, т.е. хорошо предварительно подготовиться и соблюдать порядок движения. При нарушении этих требований могут возникнуть следующие ситуации:
Недостаточное знание маршрута - группа может заблудиться, выйти на объективно опасный рельеф,
- нарушение порядка движения – слабые участники отстают, сильные выдвигаются вперед и задают высокий, непосильный для всей группы темп. Как следствие, нарушается ритм движения, группа растягивается. Необходимо приучить ребят «не бросаться» на препятствие, а остановиться, дождаться команды руководителя, ни из каких стратегических соображений не допускать деления, разрыва группы. Надо приучить ребят не наступать ногами на стволы деревьев, не спрыгивать с них.
- нарушение дисциплины строя – кто-либо из участников выходит из строя (поправить одежду, вытащить камушек из обуви и т.д.), а замыкающий не дает команду направляющему или руководителю задержать группу,
Привалы - в походах, особенно с детьми младшего возраста необходимо делать санитарные остановки. На каждой остановке помимо отдыха и контроля самочувствия необходимо проверить количественный состав группы сразу же после остановки на отдых, а затем перед началом движения после отдыха. На привале, связанном с разведением огня, необходимо обращать повышенное внимание на работу костровых, не допускать чтобы костром занимались сразу все. Особенно осторожно нужно относиться к использованию топоров.
На привале кроме работы у костра немало предпосылок для травм. В этот момент руководителю следует быть очень внимательным, самому организовывать подвижные игры или простейшие соревнования, провести беседу.
Меры по охране природы
Прогулки на природе, ПВД дают прекрасную возможность воспитывать у ребят чувство любви к природе, показать неразрывную связь человека и природы.
Нельзя оставлять за собой мусор, поломанные кустарники и молодые деревца, рвать цветы. Не допускать « детских» игр в ножики, топорики. Особенно тщательно руководитель должен относиться к организации места для привала. Место после ухода
группы должно быть чище, чем до ее прихода . Это одна из заповедей туристов.
Раздел 3. Выполнение краеведческих заданий
Туризм без краеведения немыслим. Выполняя во время похода краеведческие задания (сбор исторического и литературного материала, исследования озер, речки и ее притоков, родников, флоры и фауны, оказать помощь лесничеству в лесопосадках, выступление в отдаленных деревнях с концертом художественной самодеятельности, с лекцией), дети надолго запоминают увиденное и услышанное. Во время походов, на остановках участники делают сообщения о краеведческих объектах. Руководитель заранее готовит сообщения, дополнительные сведения об объектах. Всегда найдутся в группе ребята, которые смогут дополнить или рассказать что-то услышанное или прочитанное ранее. Место для наблюдения необходимо выбирать так, чтобы можно было увидеть всю панораму демонстрируемого объекта. После выступлений ребят руководитель делает обобщение.
Подведение итогов
Рекомендуется составить небольшой отчет о походе, иллюстрируемый фотографиями, в виде стенгазеты, раскладной стенгазеты и т.д. Собранный материал можно сдать в музей, библиотеку для использования его в дальнейшем в учебных целях
Итак, сочетание « познание + спорт + труд» - дело весьма непростое, доступное хорошо организованной и подготовленной группе.
И поменьше нравоучительной педагогической трескотни, побольше дела голове и рукам самих ребят - той живой работы, на которую вы позовете их и которую они станут делать с охотой и весело.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТУРИЗМУ
1. Спортивное ориентирование.
В том случае, когда базовый лагерь находится в границах спортивной карты или рядом с ней, имеется план, то можно оборудовать полигон для занятий по ориентированию и ежедневно проводить на нем различные занятия и минисоревнования.
На местности ставится много контрольных пунктов (КП) – не менее двадцати, причем они должны стоять на разноплановых ориентирах. Контрольные пункты можно оборудовать бумажными призмами, колышками или нанести обозначения краской на деревьях. На пункте можно сделать обозначение буквенное или цифровое для контроля, так как в оживленных местах цветные карандаши или компостеры могут провисеть несколько дней.
Имея такой простейший полигон, можно решать очень много задач по обучению основам ориентирования. Это азимутальные ходы, нахождение КП, стоящих на определенных ориентирах, построение простейших дистанций.
Когда дети полностью освоят полигон, можно проводить и различные соревнования, однако мы рекомендуем ориентирование по выбору - наиболее приемлемое для начинающих. На старте участники получают карту с нанесенными контрольными пунктами, имеющими оценку в очках. Задача: за определенное время найти как можно максимальное количество очков. Побеждает участник, набравший большее количество очков.
Старт в соревнованиях по выбору может быть общий или групповой. Карту рекомендуется выдавать за две-три минуты до старта с тем, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить свой путь движения. Все контрольные пункты имеют одинаковую стоимость, например 2 очка.
В том случае, если на район проведения лагеря нет карты, рекомендуем проведение азимутальных соревнований . На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояния до КП, оборудованного призмой с шифром и средством отметки (цветной карандаш, штамп или протокол, в который надо записать свой номер). Участники проходят всю дистанцию не более 3 км с 5-6 км на время.
2. Наиболее зрелищный вид соревнований – соревнования по технике туризма , которые можно провести в лагере. Набор этапов должен определяться с учетом опыта участников, местных условий, подготовленности судейской коллегии. Протяженность дистанции- 200-600 м, количество этапов – до 10. Главное требование к дистанции – безопасность, динамичность, зрелищность. Состав команды - 4-6 человек. Результат определяется по времени прохождения дистанции плюс штрафное время, полученное за нарушения при прохождении этапов. Рекомендуется использовать систему штрафов «трех попыток» (наказание временем) или штрафных кругов.
Дистанция может состоять из следующих этапов:
1. Снятие и установка палатки.
2. Преодоление заболоченного участка по кочкам.
3. Вязка узлов.
4. Переправа по параллельно натянутым веревкам.
5. Подъем и спуск по склону с использованием перил.
6. Переправа по бревну.
7. Движение по горизонтальным перилам с перестежкой.
8. Переправа через водную преграду на плавсредствах или вброд.
9. Преодоление препятствий по навесной переправе.
10. Движение по жердям.
11.Разжигание костра.
12. Укладка рюкзака.
13. Переноска пострадавшего.
14. Движение по азимуту и т.д.
Таблица штрафов должна быть небольшой. Главное требование: судья не имеет права выпускать участника на этап, если он не готов с точки зрения безопасности.
3. В последнее время все большую популярность завоевывают лично-командные соревнования по туристской технике . Среди участников проводится личная жеребъевка, стартовый интервал 3-5 минут. Каждый участник проходит дистанцию, преодолевая этапы. Победитель определяется по наименьшей сумме времени, при равенстве результатов преимущество получает участник, имеющий меньшую сумму штрафа.
4. В лагере можно проводить соревнования по туристской технике в форме эстафеты, когда участники проходят этапы, отрабатывая штрафы пробеганием штрафных кругов. Надо выбрать этапы, которые не требуют умения работать с веревками, т.е. не являются технически сложными, а позволяют судить очень просто – задание выполнено (нет штрафа), задание выполнено с ошибками (один штрафной круг), задание не выполнено (два штрафных круга).
Эстафету можно проводить, поставив условие, чтобы каждый участник команды прошел все этапы, а можно сделать так, чтобы команда, предположим 3 участника, в общей сумме прошла все этапы - например, 9. Тогда каждый участник должен проходить по три этапа, последовательность их прохождения определяется самой командой, что значительно разнообразит тактику команд (см. приложение).
Возможные этапы :
1 . Переправа по наклонному бревну .
2. Переправа по качающимся перекладинам.
3 . Движение по подвесному бревну .
4 . Бабочка .
5 . Паутина.
6 . Ромб.
7 . Движение по узкому лазу.
5 . Контрольно-туристский маршрут проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, оказанию первой доврачебной помощи. На маршруте команда преодолевает различные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и способ безопасного прохождения, при этом команда набирает баллы. На прохождение каждого этапа устанавливается определенное контрольное время. За превышение КВ – дается меньшее количество баллов.
Предлагаем включить в КТМ следующие этапы:
1. Предстартовая проверка.
2. Знание правил оказания первой медицинской помощи.
3. Транспортировка пострадавшего.
4. Определение расстояния на карте.
5. Определение азимута на три ориентира.
6. Бивак.
7. Маркированный маршрут.
8. Определение расстояния до недоступного предмета.
9. Определение растений, грибов и животных.
10. Топографические знаки (определить, нарисовать).
В зависимости от уровня подготовки команд в КТМ можно включить и другие элементы- спуски и подъемы при помощи веревки, навесную и др. Каждая команда имеет зачетную книжку, в которой судьи делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате.
6. Проведение Конкурсов на лучшую песню, фотографию, фильм, поделку из природного материала, стенгазету, эмблему, на лучший плакат, бивак сделают лагерь красочным, позволят обменяться опытом изготовления, интереснее провести свободное время.
Ознакомиться более подробно с таблицей штрафа для этапов вышеназванных соревнований и получить более подробную информацию можно на Станции юных туристов г. Павлово.
Используемая литература:
1. В.И.Курилова. Туризм. Москва « Просвещение» , 1988г.
2. Э.Н.Кодыш. Соревнования туристов. Москва «Физкультура и спорт», 1990г.
3. Ю.В. Лебединский. Слеты и соревнования юных туристов. Волго-Вятское книжное издательство. 1965 г.
4. Е.Ю. Ривкин. Организация туристической работы со школьниками. Москва 2001г.
5. А.Г.Маслов. Лето, дети и туризм. Москва ЦДЮТур РФ, 1997 г.
6. В.М. Куликов., Л.М. Ротштейн. Школа туристских вожаков. Москва ЦДЮТур РФ,1997
7. А.Евтушенко. Организация и проведение походов выходного дня. Москва. Народное образование. 2002 год